В июле, по данным Минтруда, наш прожиточный минимум составил 1950 руб. Таким образом, за его чертой, свидетельствует бесстрастная статистика, осталось 40% населения... Но понятия "бедный", богатый" - относительные. Побывав в прошлом месяце в гостях у семьи рабочих, сегодня приглашаем вас к пенсионерке О. ЛОСЕВОЙ, которая, по статистике, как раз и входит в число тех 40%, живущих за гранью нищеты.
ОЛЬГА Филипповна приехала из деревни в Москву в 1928 г. семнадцатилетней девушкой "в няньки". Вслед за ней в начале 30-х нужда выгнала в столицу родителей и пятерых братьев и сестер. Точно так же попал сюда и ее будущий муж. Правда, прожили они вместе недолго. Петр умер в эвакуации, а Ольга Филипповна осталась с двумя детьми. Старшего - Бориса - уже тоже нет в живых. А младший - Анатолий - инвалид II группы с детства (в 3 года перенес менингит) живет с матерью в однокомнатной квартире в "хрущевке" недалеко от Останкино.
- Ольга Филипповна, как вы себя чувствуете?
- Да теперь получше. А то недавно приболела...
- Что случилось?
- Позвонили с работы, говорят: "Приходите, мы вам выписали 1300 рублей". Ну я и поехала. А день такой жаркий был. Стало плохо. Говорят, сильная перегрузка организма.
- А кто же по дому все делает?
- А кто же? Сама. И стираю, и готовлю, и убираю. Вот слягу - тогда позову из собеса.
- А в магазины?
- И в магазины. Сейчас только не могу - соседи помогают. Картошку, помидоры самые лучшие - все с рынка несут.
- Так дорого же.
- Продукты дорогие, но и денег много приносят.
- Какая же у вас пенсия?
- У меня вроде 1700 и у сына 1300. Теперь что плохо: каждый месяц все по-разному. А еще принесут пятерки-десятки. Тут и после института не сочтешь, а я сельскую школу не кончила.
- Может быть, вам еще и откладывать удается?
- А что ж? В этом месяце я за квартиру заплатила, за телефон до конца года (у нас Толя инвалид, так за телефон полагается 50-процентная скидка). Вышло 320 рублей. Мясо есть, колбасу купила. Уже знаю: рублей 200-300 останется.
- Как же вы так укладываетесь?
- Слава Богу, все у нас есть, ничего покупать не нужно. Вот стол, я его купила, когда в типографии работала: обрезков наберу, сдам в макулатуру, вот и накопила. Потом два участка тянула, тяжело было, но заработала на холодильник. Платье, что на мне, - это еще на работе, в институте, материал подарили, сама сшила. А если бы мы одежду - обувь покупали, так и на хлебушко бы не хватило.
- А телевизор-то вроде не работает?
- Да вот сил наберу - мастера позову. Это Толя его любит, а по мне - ну его совсем. Вон у соседки, тоже пенсионерки, недавно телефон испортился. Мастер говорит: будет стоить 70 рублей. Ну, она и отказалась, не стала делать.
- А гуманитарную помощь вы получаете?
- В нашем районе сказали: "Все кончилось. Даже не ходите". А в Теплом Стане, говорят, и одежду, и обувь давали. Это у нас депутат такой.
- А вы бы все-таки сходили в домоуправление.
- В наше РЖЭУ N9? Там теперь знаете как? Книжку поменять - 10 рублей. Справку взять - 2 рубля. Соседка рассказывает, все документы на наш дом сгорели, теперь, выходит, мы все в Москве с 1990 года прописаны. А чтобы выяснить, с какого года я живу в Москве, плати пять рублей. И ни квитанций не дают, ничего. Недавно в квартплату еще по 8 рублей прибавили Говорят, бензин дорогой- не можем мусор со двора вывозить. А разве есть такой Указ?
- Ольга Филипповна, вот мам уже 81 год, вы много видели. Скажите, когда легче всего жилось?
- Трудности всякие видела. Уборщицей работала: в 4 утра встану, на работу бегу, зато потом с детьми целый день, а в деревне я разве б так смогла? Или в войну, все говорят: вот голодно, холодно, топить нечем. А я возьму младшего на руки, старшего за руку, в Сокольники поедем, щепочек наберем, топим. А сейчас старость подошла. Все у меня есть. Сейчас лучше всего и жить...
- Неужели вы всем довольны?
- Мне и в институте все говорили: "Ольга Филипповна, и что ты всегда всем довольна?" А я на жизнь не обижаюсь. Надо так: день прошел - слава тебе, Господи. Матерь Божия, спаси и сохрани.
В гостях была В. СИВКОВА