ВЛАДИМИР Путин объявил курс на повышение рождаемости. А в это время некоторые российские семьи воспитывают по 15 родных, не приёмных, детей без повышенных пособий и баснословных "премий за второго ребёнка".
Девушка в красном пальто
"ЕЛЕНУ я впервые увидел ранней весной на танцах в сельском клубе, - вспоминает Анатолий. - На ней было модное красное пальто, и я сразу подумал: наверное, городская. Оказалось, Лена действительно приехала в деревню из Барнаула погостить. Пригласил её танцевать, а потом набился в провожатые". О следующей встрече молодые не договаривались, но каждый раз, как Лена в выходные приезжала в деревню, на станции она видела Толика. Парень встречал все электрички, которые приходили из города. Спустя полгода они решили пожениться. Толя привёл Лену к себе домой и сказал: "Мать купила белую рубашку". - "Зачем?" - "На свадьбу".
Лена, которая была в семье единственным ребёнком, решила: чем больше будет детишек, тем лучше. Первой родилась Юля, через два года Света, ещё через полтора Дима, потом Марина. Старшие дети становились няньками младшим. "Когда мне было 4 года, мама могла спокойно уйти в магазин и оставить на меня двухлетнюю Свету, - говорит старшая Юля. - В шесть лет я уже купала, мыла, пеленала, кормила младшеньких. А когда пошла в школу, за мной постоянно увязывалась пятилетняя Света. Учительница сажала её за парту, и в пять лет она уже научилась читать".
Юля и Света теперь живут в Барнауле. Юля закончила Лингвистический институт, Света - факультет ландшафтного дизайна Алтайского университета. В студенческие годы все финансовые заботы о девушках взяла на себя бабушка, мама Елены. Старший сын Китаевых - Дима учится в Новосибирске в Высшем военном командном училище. Навещать родных у него получается редко. А вот сёстры ездят в посёлок раз в неделю.
В Сибирском, что в часе езды от Барнаула, семья Китаевых поселилась в 1986 году, когда у них было пять детей. За последние 20 лет в местный Новоалтайский роддом Елена наведывалась в среднем раз в полтора года. Поначалу врачи каждый раз задавали роженице один и тот же вопрос: "Неужели все от одного мужчины?" Но, узнав семью Китаевых ближе, прониклись к ней неподдельным уважением. Правда, после десятого ребёнка уговаривали: "Ну пожалейте вы себя! Не железная ведь!" Однако Елена отвечала: "Я привыкла, что у нас в доме маленькие дети, поэтому буду рожать, пока рожается". Возразить врачам было нечего - все дети в этой семье появлялись на свет абсолютно здоровыми.
Ночные гонки
В РОДДОМ Елену всегда возил муж. Обходилось без приключений. Лишь однажды, в 1996 году, Анатолий приехал в местный роддом, а он оказался на ремонте. Помчался в знакомый роддом Барнаула, а тот по удивительному совпадению тоже был на ремонте. На дворе глубокая ночь, спросить не у кого. А у Елены уж и воды отходить стали. В надежде, что его задержит ГАИ и сопроводит в роддом, многодетный отец стал нарушать правила - проезжал на красный свет, разгонялся на городских улицах до ста с лишним километров. Но ГАИ как сквозь землю провалилась. Зато по встречной полосе приближалась одинокая "скорая". Анатолий преградил ей путь своей машиной, схватил за шкирку испуганного врача, затолкал к себе на заднее сиденье и велел показывать дорогу в роддом. Спустя пять минут после того, как они добрались до больницы, Анатолий услышал, как ночную тишину пронзил крик его десятого ребёнка - сына Кости. Остановиться родители решили на пятнадцатом, чтобы успеть поднять на ноги младших детей.
В 1991 году администрация посёлка выделила Китаевым две смежные квартиры - двухкомнатную и трёхкомнатную. В общей сложности - около ста квадратных метров. Последние два года та же администрация взяла на себя оплату коммунальных услуг - более семи тысяч рублей в месяц. Бюджет семьи в основном состоит из зарплаты Анатолия. Последние десять лет он служит в уголовно-исправительной системе. Будучи старшим лейтенантом, получает 11 тысяч рублей в месяц. В свободное время "калымит" - чинит холодильники. Плюс детские пособия.
Семья ездит на оптовые рынки, из мяса чаще всего покупают окорочка - они дешевле. Крупы, муку, сахар приобретают мешками. Хлеб Китаевы почти десять лет пекут сами. Белый батон в магазине стоит 11 рублей, а свой получается в три раза дешевле. Делают заготовки на зиму, целый месяц Лена со старшими дочерьми солит, маринует, варит варенья и компоты. На небольшом участке сажают картофель и зелень. Правда, за обеденным столом всей семьёй собираются редко - на шестиметровой кухне от силы умещается пять человек. Поэтому обычно едят в три смены.
В детский сад Елена не отдавала ни одного своего ребёнка: "Спокойнее, когда они на глазах. Конечно, справиться с ними непросто. Но руку на своих ребят я ни разу не поднимала". Так же ведёт себя и Анатолий - отцовского ремня в семье никто не пробовал.
В прошлом году супруги отпраздновали серебряную свадьбу. "За 25 лет мы так научились друг друга понимать, что даже мыслим одинаково, - делится Анатолий. - Бывает, я только подумаю о чём-то, а Лена уже это скажет".
Несколько лет назад в посёлке построили храм. Супруги решили в нём обязательно повенчаться. Анатолий уже и кольца присмотрел. Осталось назначить дату, чтобы смогли собраться все Китаевы-младшие.
Смотрите также: