Примерное время чтения: 4 минуты
105

В КОРИДОРАХ ВЛАСТИ. Сегодня - спикер, завтра - президент?

Занятые повседневными делами, мы как будто не замечаем раскатов политического грома, раздающегося в высшем эшелоне власти России. Между тем скрытая и тайная возня политиков имеет самое прямое отношение к нашей жизни. О политической кухне Белого дома России мы беседуем с В. БРАГИНЫМ, председателем комитета по средствам массовой информации ВС РФ.

- Известно, что демократическая пресса выступает в поддержку президентских структур, в поддержку реформ. Известны и те силы, которые хотели бы прищемить ей хвост. Насколько вероятно то, что лидером этих сил стал спикер парламента России, член-корреспондент Российской академии наук Р. И. Хасбулатов?

- Трудно ответить, есть ли прямая связь, но в политической ориентации Р. Х. произошли серьезные перемены. Не желая уходить из политического пантеона после истечения своих депутатских полномочий, он отыскивает возможность стать политиком, нужным для тех или других сил. Мне представляется, что он выбрал курс на объединение с правыми.

В его адрес предпринимались не всегда тактически правильные меры со стороны советников Президента, самого Президента, когда открыто заявлялось о разгоне парламента, съезда. С другой стороны, оказывалось давление со стороны "ДемРоссии", Это давление отталкивало Хасбулатова от демократов. Он оказывался как бы в вакууме. Какое то время был один. Но потом установился сначала слабый, затем более крепкий союз Р. Х. с "коммунистами России", "аграрниками" и "промышленниками". Словом, с теми группами народных депутатов, которые не только в обыденном сознании, но и практически олицетворяют замедленные, осторожные меры по проведению реформ. Я полагаю, что сегодня Хасбулатов сделал окончательный и четкий выбор.

- Но в Чебоксарах произошло какое-то примирение?

- Ничего подобного не произошло. Я был в Чебоксарах. Достаточно было понаблюдать за первой частью работы совещания, когда его вел Ельцин, чтобы это понять. Идет всероссийское совещание, собрались представители исполнительной и представительной власти, а Р. Х. вдруг не нашел ничего умнее и целесообразнее, как покинуть это совещание. Причем ту ее часть, которую вел Президент. Где- то за кулисами он встречался с представителями органов внутренних дел и вернулся только тогда, когда это было замечено в зале и стало просто открыто неприлично.

Во второй части этого совещания Хасбулатов откровенно начал предоставлять слово самым яростным, самым оголтелым критикам линии Президента на экономическую реформу - таким, как Тулеев, который просто не смог сдержаться в своих бестактных высказываниях.

- А почему члены Президиума стали такими "ручными", за редким исключением, по отношению к Хасбулатову?

- Иногда говорят, что мы просто "куплены". Но не знаю, идет ли речь о какой-то буквальной покупке. (То ли командировки заграничные, то ли квартиры...). Политическое поведение многих членов Президиума вызывает недоумение. Я, как представитель бывшей партийной номенклатуры, ловлю себя на том, что сижу на бюро обкома партии, когда перед нами - не председатель ВС, а секретарь обкома КПСС, и мы ничего не можем поделать. Такое впечатление, что он чувствует себя вечным председателем ВС - секретарем обкома, и его может сменить или секретарь ЦК КПСС, или господь Бог.

- При царствовании Горбачева при нем была фигура, которая как будто мешала перестройке, - это был Лигачев. Не кажется ли вам, что вся возня с противостоянием Ельцина - Хасбулатова то же самое? Р. Х. сознательно или нет выполняет роль "отстойника", куда должны стекать все отрицательные эмоции демократов, связанные с проведением реформ?

- Возможно, он неосознанно выполняет эту роль. Но я хочу сказать, что Хасбулатов - не Лигачев. Это человек, который стремится играть самостоятельную роль, просматривает себя весьма далеко.

- Уж не на Президента ли России?

- Для него и такие ориентиры, судя по его амбициям, по его настрою, - вполне доступны.

- И последнее. Зачем любому человеку, даже спикеру, быть против своего народа? В кулуарах Белого дома кое-кто поговаривает, что Хасбулатов на конспиративном уровне все же связан с Д. Дудаевым и все, что происходит на Кавказе, - происходит не совсем без его ведома.

- Я не хочу вторгаться в эту сферу. На уровне слухов я тоже обладаю такой информацией, но это только слухи.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно