На вопросы "АиФ" отвечает шеф-корреспондент отделения газеты "Жэньминь жибао" (КНР) в России ДАНЬ ЛИНЬ.
- Уважаемый Дань Линь, около 14 лет назад в Китае начались известные реформы. Что они на сегодня принесли рядовому китайцу с точки зрения его жизненного уровня?
- По нашим данным, с начала реформ производство и доходы населения в Китае выросли более чем в 2 раза, а к концу тысячелетия мы ставим своей целью увеличить и то, и другое в 4 раза.
До 1978 года в нашей жизни было много талонов. Мясо, масло, хлопок, ткани, промышленные товары - все продавалось по талонам. Сейчас талонов нет совсем. Питание стало гораздо лучше: например, если раньше в большинстве семей мясо ели только по праздникам, то теперь - почти каждый день.
Намного лучше оснащенность бытовыми электроприборами. До 1978 года лишь в немногих семьях были телевизоры, а сейчас - почти во всех, причем в половине семей - цветные. Широко распространены стиральные машины, улучшились и жилищные условия. В целом улучшение жизни идет непрерывно.
- А вы помните первые годы реформ - они прошли совсем без "шока" в обществе? И вообще - какими были настроения людей в Китае, скажем, в конце 70-х?
- Шок в обществе царил до начала реформ - в результате 10-летнего беспорядка, вызванного "культурной революцией". В такой обстановке начало реформ означало для людей спокойствие и стабильность. Кроме того, реформы начались в той сфере, где результаты могли появиться очень быстро: в деревне. Производство продуктов питания у нас увеличилось просто мгновенно, и уже это быстро сказалось на уровне жизни.
- Насколько я знаю, одним из первых шагов реформаторов в деревне было простое решение: отдать землю крестьянам в аренду всего-то на 15 лет...
- Ну, сейчас сроки аренды очень длинные. Хотя считается, что земля остается государственной, а крестьяне имеют право на пользование ею.
- Вопрос о собственности для нас сейчас крайне актуальный. И китайский опыт, в частности в этой сфере, по-моему, интересен...
- В истории Китая собственность всегда была разнообразной. Крупные производства, например, были и остаются государственными или муниципальными. Очень многие предприятия принадлежат трудовым коллективам. Есть и полностью частные, есть и такие, где капитал полностью принадлежит иностранцам.
В сфере досуга или общественного питания некоторые объекты также остаются государственными - например, очень большие универмаги и кинотеатры. Но среди мелких и средних объектов все больше частных.
Что же касается жилья, то старые дома всегда принадлежали и сейчас принадлежат своему владельцу. Новые часто строят на свои средства организации или учреждения для работников. Вообще, у нас сейчас здесь своего рода переходный период: жилье все больше становится товаром, и человек с деньгами может без проблем купить дом или квартиру.
- А очень богатых людей сегодня в Китае много? Я имею в виду таких, которые соответствовали бы в восприятии окружающих тем, кого у нас зовут "миллионерами".
- После начала реформ у нас тоже появились очень богатые люди - в основном те, кто занимался торговлей и посредничеством.
- У наших и ваших предпринимателей, по-видимому, схожие источники первоначального накопления капитала. У нас, правда, к торговцам и посредникам сохраняется стойкое отрицательное отношение со стороны многих людей... А как, кстати, с этим у вас?
- Китайцы понимают, что торговлей занимаются разные люди. Если кто-то обманывает покупателя, то таким торговцем недовольны все. Но в целом торговая деятельность воспринимается вполне нормально. Например, бывали случаи, когда в определенных местах не хватало торговых точек, это было неудобно, и когда кто-то открывал там свои магазины и в результате начинал сразу получать большую прибыль, люди это только приветствовали.
- А такие явления, как зависть и агрессивное неприятие богатых как таковых, в Китае не встречаются?
- В какой-то мере это было, что вполне объяснимо, поскольку в обществе долгое время существовали уравниловка и распределительная система. У нас даже появилось название такой социальной болезни - "красные глаза", что означало зависть к тем, кто становился богатым. Но сейчас это явление встречается все реже и реже. Общество в целом с пониманием воспринимает богатство, нажитое трудом.
- Разрешите последний вопрос, который лично меня давно занимает: как обращаются люди друг к другу в современном Китае - "товарищи" или "господа"?
- Раньше люди называли друг друга в основном "товарищами". Такое обращение и сейчас встречается, но его все чаще заменяет обращение "господа". Но все эти различия в словах для китайцев не слишком серьезны, поскольку у нас и до реформ существовала не только компартия, но и другие партии, и, обращаясь к их членам, мы всегда говорили: "господа".
Беседовал Б. СТАНИШНЕВ.