С удивлением узнал, что МВД РФ подготовило законопроект, по которому предусматривается задержание машин, арест водителя на 15 суток, вводится пресловутый талон предупреждений, другие репрессивные меры. При этом руководство ГАИ ссылается на зарубежный опыт. Хотелось бы узнать мнение специалистов по этому вопросу.
А. Губкин, водитель с 28-летним стажем, Московская обл.
На вопрос мы попросили ответить заведующего кафедрой международного права МГИМО, члена Постоянной палаты Третейского суда в Гааге, доктора юридических наук, профессора Ю. КОЛОСОВА.
Верховный Совет России принял в первом чтении проект Закона, предусматривающий усиление административной ответственности за нарушения Правил дорожного движения, который вызвал у большинства правоведов множество критических замечаний и возражений.
Во-первых, усиление любой ответственности без решения комплекса социальных проблем никогда не приводит к искомым результатам. Это азбука юриспруденции и социологии.
Во-вторых, талонов, водительских карточек, других учетных документов я не встречал ни в одной стране мира. Да и заставить водителя возить с собой талон - это все равно что обязать квартирного вора иметь при себе уголовное дело по предыдущей краже.
Серьезные возражения вызывает задержание транспортного средства только по предположению инспектора о его неисправности. Более того, автомобиль будет принудительно помещаться на платную стоянку. Оплачивает эту "услугу", естественно, водитель.
Услуги, как известно, оказываются по взаимному согласию сторон. Они не могут носить принудительного характера. Если эта услуга для ГАИ, то и оплачивать ее должна ГАИ как заказчик. Вместо того чтобы ремонтировать автомобиль, водитель будет "выкупать" его Никак нельзя допустить, чтобы на личную собственность гражданина фактически накладывался арест.
Вопиющим нарушением прав человека является административный арест водителя на срок до 15 суток в том случае, если последний не остановился на свисток инспектора. На свистке ведь не написано, к какой машине он относится.