Примерное время чтения: 4 минуты
103

К 50-ЛЕТИЮ СТАЛИНГРАДСКОЙ БИТВЫ. "Возмездие по воле Божьей"

Приводим отрывок из книги "Россия в войне", посвященный капитуляции армии Паулюса в Сталинграде. Автор - Александр ВЕРТ в то время был военным корреспондентом английской газеты "Санди таймс" на Восточном фронте.

24 января. Русские вышли на окраины Сталинграда. Немцы начали понимать всю безнадежность своего положения. Появились факты сдачи в плен целыми подразделениями... Раненых и больных добивали, чтобы не оставлять русским... Последние самолеты на аэродроме Гумрак, по рассказам пленных, штурмом брали немецкие офицеры, предлагая авиаторам фантастические суммы...

"Воздушный мост", обещанный Германией, не состоялся. Уже с декабря норма продовольствия у окруженных свелась к 100 г хлеба в день и кусочку конины (за счет румынских кавалерийских дивизий).

2 февраля. Капитулировала последняя немецкая группировка, которой командовали самые фанатичные нацисты, такие, как генерал-лейтенант фон Арчин.

... Мне довелось встретиться в Сталинграде с человеком, который непосредственно "брал" фон Паулюса в плен. Федор Михайлович Ельченко, молодой курносый лейтенант с буйной шевелюрой и вечной улыбкой на лице. Величать его по имени-отчеству как-то даже язык не поворачивался. Просто - Федя!

"Когда первые снаряды разорвались у стен магазина*, в дверях показался немецкий офицер (оказалось, его послал генерал-майор Рашке) и стал делать мне знаки, явно приглашая меня. Я рискнул, перебежал улицу, подошел к нему. Немец потребовал переводчика, потом сказал: "Наш командующий хочет говорить с вашим командующим". Я ответил: "Нашему командующему других дел хватает. Говорите со мной".

В конце концов Федю отвели к Паулюсу.

"Он лежал в форме на железной кровати. Я бы не сказал, что у него был подтянутый вид. Даже не побрился. Я сказал: "Ну что! Все кончено". Он грустно взглянул на меня и кивнул головой. Потом в другой комнате (в коридоре было битком набито солдат) Рашке сказал: "У меня одно условие - его надо отвезти в приличной автомашине с хорошим эскортом". На командный пункт генерала Рокоссовского Паулюса доставили на специально посланной машине".

4 февраля. Иностранным журналистам разрешили встретиться с пленными генералами и показали Паулюса (немцы тогда распространили слух, что он покончил жизнь самоубийством).

С Паулюсом нам не разрешили разговаривать. Только фотографии. Вид у него был очень болезненный. Зато остальные генералы выглядели прекрасно... Похоже, что голодали в окружении только нижние чины...

5 февраля. Встретились с генералом Чуйковым, командующим 62-й армией. Типичный русский офицер, гостеприимный и с хорошим юмором, он уделил нам целый вечер, по картам и документам комментируя ход боев с 1942 года до ликвидации "котла"... На наш вопрос, был ли Сталин в Сталинграде во время осады, ответил: "Нет. Но Маленков и Хрущев провели здесь много времени"... С Чуйковым я встретился снова только в 1945 году в Берлине...

На следующий день я осматривал город в руинах и траншеях, где еще остались тысячи замерзших трупов - зеленые (немцы) и серые (русские). Несмотря на 30° ниже нуля, русские солдаты были заняты возведением временных монументов в память погибшим - на высоком берегу Волги и на Мамаевом кургане. Кое-где вместе с ними работали пленные немцы. Бросилось в глаза, что на ногах у пленных были русские валенки...

Последнее впечатление от Сталинграда - посещение универмага и Дома Красной Армии. Во дворе Дома Армии я особенно ярко представил себе последние дни окруженных немцев. Под аркой - лошадиный скелет (как отполированный), несколько трупов в немецких шинелях и огромный солдатский "туалет", правда, замерзший. А рядом, у другого действующего туалета, скорчилась жалкая фигура немецкого пленного. Взглянув на нас воспаленными глазами, он, ковыляя, скрылся в подъезде дома - там еще оставалось несколько сот пленных, которых не успели эвакуировать...

И я вспомнил все: немецкие самолеты над моей Англией, фотографии Гитлера, гримасничающего у церкви Св. Мадлены в Париже, и предвоенные годы, когда Европа слушала вопли фюрера и каннибальский вой германской уличной толпы. И вот возмездие - здесь, в центре Сталинграда. Возмездие страшное, но исполненное Божьей волей!

Перевод Н. ЖУРАВЛЕВОЙ

___

* Универмаг - последнее месторасположение немецкого штаба в Сталинграде.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно