Ругать предпринимателя или завидовать ему - это мы можем. А каждый ли способен работать так, как, например, Ж. СМОЛЯРОВА - наша собеседница из Бобруйска, что в Беларуси?
- Фирме моей чуть больше года. Начинали буквально с нуля. Уставной фонд - 30 тысяч, которые я собирала по крохам. Сразу решила: буду производить. Остановилась на пластмассах. Год-два назад это было очень выгодно, потому что само сырье стоило копейки.
- Где вы достали оборудование?
- Работал один кооператив, и у них что-то не сладилось. По дешевке - за 10 тыс. приобрела установку, которая перерабатывает полиэтилен. Еще раз "тряхнула" старыми связями, нашла за небольшую арендную плату помещение, где ее поставили. Со временем на Украине мы купили еще одну установку. Теперь у меня их несколько. Кстати, оказалось, что выгоднее заключать договора с государственными структурами, и они это сырье перерабатывают.
- Вам проще достать сырье, чем им?
- Да, так как коммерческим структурам сырье продают гораздо дороже. На днях тонна шла за 200 тыс. руб.
- И что из этой тонны сырья можно сделать?
- Пленку, полученную из 1 тонны полиэтилена, я могу обменять на приличную партию мебели.
Потом я опять иду по кругу: где-то эту мебель предлагаю за сырье, где-то выставляю ее в продажу, где-то меняю на продукты. В общем, все закручено.
- И так крутитесь постоянно?
- Я сама вошла в этот круг. По специальности я автомобилист, муж тоже. Я была бы счастлива в этой отрасли работать, но это пока настолько сложно...
- Сколько сейчас человек работает в вашей фирме?
- В общей сложности - человек 30.
- Какая у них зарплата?
- Продавцы (у меня есть и магазин) получают чистыми где- то 7 - 8 тыс. Себе и главному бухгалтеру я ставлю зарплату 10 - 12 тыс. Зарплата меняется каждый месяц. Кроме того, если мы получаем какой-то товар (сапоги, костюмы), все это продаем сотрудникам без "накруток". Даже что-то иногда дарим - для того, чтобы был стимул.
- Как вы отбираете работников?
- Сложный вопрос. Люди настолько приучились сидеть на шее у государства, что не могут как следует работать даже на себя.
- Взятки приходится давать?
- Ну что сейчас называть взяткой? Приходишь к человеку, договариваешься о чем-то, там все сразу и оговаривается. Я считаю - это нормально. Если он оказывает услуги, это его честно заработанные деньги.
- А если он на этой должности сидит и обязан оказывать услуги?
- Я теперь не знаю таких должностей, где кто-то, что-то, кому-то обязан.
- Рэкет у вас есть?
- Ну а как же? Бобруйск всегда был не в последних рядах, еще Остап Бендер претендовал здесь на доходное место. Но я работала в системе автосервиса, а у них - у "крутых" - есть машины. Так что они когда-то были моими клиентами, теперь я их клиент.
- И вы им платите?
- Они мне объяснили так: "Жанна, если мы у тебя не будем ничего брать, нас просто не поймут".
- Уверены ли вы в своем завтрашнем дне?
- Я на сегодняшний день больше вкладываю, чем получаю. Но тем не менее у меня нет уверенности, что у меня, у детей завтрашний день будет полностью обеспечен.
Мы с мужем часто спорим. У него тоже своя фирма, но он больше склонен вкладывать в недвижимость, в здания, в сооружения, в транспорт. Так вот я ему говорю: "Саша, может быть, лучше купить нам какое-то кольцо дорогое? В крайнем случае на хлеб потом обменяем".
- Привычки, вкусы у вас изменились за этот год? Может быть, вы полюбили шикарную одежду...
- Я вообще разучилась одеваться. Если раньше у меня было несколько хороших вещей и я с удовольствием их надевала, чувствовала - я королева, то теперь такого нет.
- Почему?
- Не знаю. Может быть, устала. Вся моя нынешняя жизнь - сплошная работа. Хотя возможностей появилось намного больше, но мне стало безразлично, как я выгляжу. Вы представляете, шубу муж купил, а я ее надела один раз за три года. Он, правда, считает, что лучший наряд для женщины - это пиджак и узкая юбка. Вот я и стараюсь одеваться так, как ему нравится.