На Западе преступность в сфере культуры по степени угрозы национальным интересам расценивается как "зона опасности номер 3" - после наркобизнеса и краж компьютерной информации. У нас за последние 6 лет число таких преступлений выросло ни больше ни меньше - в 30 раз. Щитом против воровства и контрабанды должны стать два новых закона, рассматриваемых Верховным Советом России: "О ввозе и вывозе" и "Об охране культурного наследия". Но станут ли? Комментирует ситуацию консультант вице- президента по культуре профессор В. ЧУРБАНОВ.
- От Запада по числу краж культурных ценностей мы, слава Богу, пока отстаем - от Англии, например, вдвое. "Крадем" в день в среднем всего по 6 - 7 произведений искусства. И даже раскрываемость подобных преступлений - 33% - по мировым меркам у нас довольно высокая. Зато перспективы здесь такие, какие западной мафии и не снились. Из более чем полутора тысяч музеев и картинных галерей России взята милицией на охрану лишь треть; из девяти с лишним тысяч церквей подключены к пультам сигнализации только 300... А возьмите Уголовный кодекс - новый, недавно подготовленный, вообще не признает спецификации преступности в области культуры. Наказание по нему должно соответствовать стоимости нанесенного ущерба. Но как оценить, скажем, похищенные недавно в Москве письма Екатерины II? Это значит, что преступник может отделаться легким испугом, а гибель бесценного полотна или книги из- за небрежности служащего будет стоить ему только выговора - а сколько это будет стоить для нашей культуры?
- Но большинство краж совершается с целью вывоза. Может быть, можно перекрыть утечку на границе?
- Это только так кажется. Выборочные таможенные досмотры в состоянии задержать не больше 10% вывозимых культурных ценностей. Проблема в другом. На таможне в Беларуси, например, скопились горы культурных сокровищ России, но, чтобы вернуть их домой, нужны по каждой вещи доказательства, что она наша. А где их взять? Трудно поверить, но к настоящему моменту каталогизированы и прошли научную обработку всего лишь 15% единиц хранения музеев.
- А как вы оцениваете готовящиеся сейчас в Верховном Совете законы?
- В проектах, о которых вы говорите, есть одна маленькая неувязочка - в терминах. В Законе о ввозе и вывозе, например, сказано, что безвозвратному вывозу не подлежат культурные ценности, включенные в охранные списки и реестры. Но это значит, что, как только Ельцин подпишет закон, фактически все можно будет вывозить - потому что таких списков просто нет. Их еще нужно составить. А это 20 лет работы и миллионы рублей затрат. Другая, ужасная, на мой взгляд, ошибка - то, что в проекте закона частным владельцам культурных ценностей разрешается их безвозвратный вывоз, если вещь создана не более 100 лет назад. Для сравнения - на Западе этот срок ограничен 45-м годом. Сколько сокровищ утечет в эту брешь? Чем это объяснить - недоумием или же предположить, что кто-то умышленно создает в законах прорехи, в которые, как в трубу, могут вылететь остатки нашего культурного наследия?
Беседовал О. ГОРЯЧЕВ