ВОРОНЫ обжили Кремль, видимо, со дня основания и всегда доставляли его обитателям немало хлопот. В расцвет застоя, лет 10 назад, птицам была объявлена настоящая война. Сановные костюмы и лимузины порой оказывались запачканными. Пострадал, говорят, даже Леонид Ильич.
Весной, только проклюнутся стрелки тюльпанов или других цветов, вороны могут сгрызть зелень под корень, словно скосить. Птица всеядна невероятно, ест, например, соль с песком и даже окурки, любит и съезжать на хвосте с соборных куполов.
Пытались ворон травить снотворным. По каналам КГБ получили из ФРГ чертежи ловушек. Изводили птиц азартно. За каждые 40 - 50 вороньих лап можно было получить лицензию на отстрел кабана. Казалось, окончательная победа близка, но радость оказалась преждевременной. Орнитологи объяснили, что если стая, "курирующая" Кремль (около 2 тысяч особей), ослабеет, то ее вытеснит другая, посильнее, и все начнется сначала. Парк культуры да Кремль - единственные в центре Москвы большие островки зелени, а в Кремль птиц еще влечет и блеск куполов.
Сегодня несколько раз в день сотрудники выходят на разгон ворон. Сначала через громкоговоритель пускается сигнал - звук вороньего бедствия. Простодушные птицы слетаются на помощь "товарищу" и из любопытства. Тогда включается сигнал паники и пускают ястреба. После успешной атаки часа два в Кремле можно ходить, не опасаясь сюрпризов с неба.