Примерное время чтения: 4 минуты
145

Догоняем Запад

Казалось, что в последнее время Россия уже ничем не отличалась от любой западной страны. У нас, как в Греции, появилось все, о чем раньше молчали: мафия и наркотики, безработица и нищие, проститутки и неподпольные миллионеры. Не было только, слава Богу, политического терроризма и массовых беспорядков на территории России.

ПОСЛЕДНИЙ Первомай поставил нас в один ряд со странами, где уже давно знакомы с выходками "правых" и "левых" экстремистов, провокаторов, воюющих с вооруженной до зубов полицией. В Германии это печально известная РАФ ("Фракция красной армии"), поставившая своей целью "взорвать изнутри" немецкое государство. В Италии - "красные бригады" со шлейфом взрывов, убийств и поджогов, во Франции - секция IV (троцкистского) Интернационала и крайне правые сторонники Ле Пена, организаторы волнений и демонстраций на расовой почве. В Турции - "серые волки", в Японии - "объединенная красная армия", и так далее и тому подобное.

Насилие на улицах западных городов, к сожалению, дело привычное. Вспомним недавние столкновения в Лос- Анджелесе, где для усмирения мародеров не хватило сил полиции и пришлось привлекать национальную гвардию. Или разгон демонстрантов в Сеуле, или бесконечные столкновения арабов с израильской армией. Перечень можно продолжить. Благодаря телевидению, щедро показывающему все это, западные зрители воспринимают уличные бои уже почти спокойно.

Вот что говорит, например, корреспондент немецкой газеты "Кельнер штадт-анцайгер" Уве Энгельбрехт: "По своим масштабам то, что произошло в Москве 1 Мая, мне не показалось чем-то особенным. Вспомните телерепортажи из Токио, французских городов и сравните: какой там размах принимают иногда уличные столкновения...

Но мне, как человеку, начинавшему когда-то карьеру журналиста полицейским репортером, было особенно заметно, что у вас милиция совсем не подготовлена к такого рода ситуациям. Она руководствуется в основном военной тактикой: создать "линию фронта", "окружить", загнать в "котел". Полицейская тактика здесь выглядела бы по-другому: "вбить клин", рассеять толпу и дать ей разбежаться.

Если бы перед площадью Гагарина не поставили заслоны, то толпа демонстрантов, попав на это огромное пространство, просто бы рассредоточилась, и нейтрализовать ее не составило бы труда. Но вместо этого мы увидели барьеры из автотранспорта, перегороженные переулки, скопление людей на узком участке...

Мне иногда хотелось крикнуть милиции иди ОМОНу: "Кто у вас здесь главный? Давайте я попробую подсказать, что нужно сделать!"

Еще одна проблема, с которой в Германии начали сталкиваться еще в конце 60-х годов, а у вас только сейчас, - это появление "профессиональных" демонстрантов. У нас ими тогда оказались "разъездные" группы ультраправых и ультралевых, которые специально готовились к беспорядкам.

Я не могу сказать, что мы полностью решили у себя эту проблему, но по крайней мере полицейские службы сейчас специально готовятся к встрече с такими людьми".

Итак, для многих из нас события 1 Мая стали шоком. "Разве у нас такое возможно?!" Оказывается, возможно. И будет еще хуже, если мы не научимся эффективно бороться с террором, как это делается во многих странах, где существует сложнейшая многоярусная система отслеживания возможных инициаторов насилия и пресечения беспорядков с помощью мощного и разнообразного арсенала средств, включая слезоточивый газ, водометы, резиновые пули, защитные спецсредства для полиции и т. д. Службы порядка, как правило, хорошо знают о готовящемся "событии" и встречают его во всеоружии.

Так были ли готовы 1 Мая милиция, ОМОН к такому повороту? Судя по обилию техники, людей, по нашему мнению, все-таки готовы были. Тогда возникает вопрос: нельзя ли было предотвратить бойню? Вопрос скорее к Министерству безопасности, которому, видимо, придется срочно переключаться с охоты за реальными и вымышленными шпионами и "приглядеть" за доморощенными террористами. Теперь они у нас есть, как в Греции.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно