В литературе и кинофильмах часто встречается упоминание о выпущенных при Временном правительстве "керенках" - в частности, о том, что их вроде бы мерили на метры... Это правда или вымысел?
М. Кочетков, Чита
КАК известно, до первой мировой войны российский рубль входил в число самых устойчивых валют мира. Выпуск бумажных денежных знаков строго контролировался, и при желании кредитные билеты можно было обменять на золото. (Подробнее см. "АиФ" N29.)
Война резко изменила ситуацию, вызвав мощную эмиссию бумажных денег и падение курса рубля. Отречение Николая II от престола и приход к власти Временного правительства повлекли за собой быстрый рост социальных требований - в том числе сокращения рабочего дня, повышения заработной платы и пособий солдатским семьям, выдачи льготных кредитов промышленным предприятиям. В дополнение ко всему началось массовое уклонение от уплаты налогов.
В условиях войны и разрухи Временное правительство попало в тяжелейшее положение. Попытки проведения налоговой реформы и выпуска "займа Свободы" (на 49 лет с выплатой 5% годовых) не принесли ожидаемых результатов. Единственным выходом стал казаться все тот же печатный станок.
В конце концов начала ощущаться катастрофическая нехватка бумажных денег как таковых. (Надо сказать, что царские кредитные билеты с изображением Петра I и Екатерины II выглядели как настоящие произведения искусства и были весьма трудоемки в изготовлении.) В результате 23 августа 1917 года был издан указ о выпуске казначейских знаков достоинством в 20 и 40 рублей. Именно их и прозвали в народе "керенками".
"Керенки" делали в спешке. Внешне они были похожи на марки ценой в 10 рублей, выпускавшиеся еще в царское время и использовавшиеся при взимании консульской пошлины. Вместо слов "консульская пошлина" были проставлены слова "казначейский знак", и, кроме того, добавлен текст: "Обязателен к обращению наравне с кредитным билетом". Место старого герба России занял новый - тот же орел, но без короны, скипетра и с опущенными вниз крыльями. Были также нанесены особые водяные знаки.
"Керенки" не имели ни номера, ни серии, ни даты выпуска, ни обязательных в прошлом подписей управляющего и кассира Государственного банка. Правительство разрешило пускать их в обращение неразрезанными листами по 40 денежных знаков в каждом. В деревнях такие полотна подчас использовались вместо обоев: так оказывалось дешевле.
И тем не менее на "керенках" стояла предупреждающая надпись: "Подделка преследуется законом".