В январе 1992 г. республики бывшего СССР начали свое движение по пути рыночных реформ. Стартовали они приблизительно с одинакового уровня, так как в течение десятилетий были частями одной страны. Однако по пути независимого экономического развития каждая из них пошла по-своему.
БУДУЧИ в природном отношении очень бедной (нет запасов энергоресурсов, сырья) и имея неконкурентоспособную на мировом рынке промышленность, Латвия решительно и бесповоротно встала на путь жесткой монетаристской политики, то есть дефицит бюджета был поставлен под строгий контроль и по итогам 1992 г. не превысил 3% валового внутреннего продукта. Центральный банк республики установил процентную ставку по кредитам выше уровня инфляции. Кредитование экономики было жестко ограничено. В Латвии отказались от бессмысленной поддержки "базовых" отраслей производства, продукция которых не пользуется потребительским спросом. Там не стали отпускать льготные кредиты сельскому хозяйству, проводить взаимозачеты неплатежей, "пополнение оборотных средств", индексацию сбережений, хотя ценовой шок из-за перехода в торговле с Россией на мировые условия торговли оказался гораздо более болезненным, чем у восточного соседа. Там также не стали заниматься популистской поддержкой "социально значимых групп населения", строить "социально ориентированную рыночную экономику". Там просто решили жить по средствам. В результате после 25%-ного всплеска инфляции в октябре 1992 г. ежемесячные темпы роста цен уже к январю 1993 г. упали до 4% и вот уже более полугода колеблются на уровне 2 - 3% в месяц. А в мае был установлен абсолютный рекорд для всей Восточной и Центральной Европы - цены даже снизились на 0,3%.
НЕСРАВНИМО более богатая в природном отношении и находившаяся в гораздо более благоприятном положении в начале 1992 г. Украина последовала худшему варианту экономического популизма. Национальный банк принялся поддерживать "национальную гордость" - промышленность, а правительство - "укреплять управляемость" народного хозяйства. Темпы инфляции, еще весной колебавшиеся на уровне 20% в месяц, в сентябре взлетели до 100%, знаменуя тем самым переход в стадию гиперинфляции. На богатейшей Украине в год небывалого урожая после 10-кратного повышения цен на хлеб его приобретение для многих жителей стало проблемой.
В КООРДИНАТАХ экономической политики Россия занимает промежуточное положение между Латвией и Украиной. Важнейшей особенностью российской политики стала ее непоследовательность. В первой половине 1992 г. проводилась умеренно ограничительная денежная и финансовая политика, в разумных пределах удерживался дефицит бюджета. Однако во второй половине года под влиянием летних компромиссов правительства и под давлением парламента началось отступление по всем фронтам. Были проведены взаимозачет и разовое пополнение оборотных средств, неоднократно выделялись "сезонные" кредиты сельскому хозяйству. Сразу же разбух бюджетный дефицит, достигший по итогам года 17% ВВП. В 1993 г. в экономической политике идет противоборство двух тенденций - ответственной финансовой политики и популистских попыток играть в денежные подачки отраслям, предприятиям, регионам, социальным группам. В результате вот уже полгода инфляция колеблется на уровне 20% в месяц.
ПЕРВЫЕ результаты различной экономической политики говорят сами за себя. До июня 1992 г. - пока сохранялась основанная на рубле единая денежная система - заработная плата во всех трех странах была почти одинаковой. С июля она стала различаться и с каждым месяцем различается все больше. В июле 1993 г. житель Латвии в среднем зарабатывал около 100 долларов, житель России - 55, а житель Украины - всего 16 долларов.