"Если вы в своем кармане ни копейки не нашли, поищите у соседа, - очевидно деньги там."
Этот крайне полезный совет вызвал бурю эмоций у зрителей, переполнивших санкт- петербургский зал "Октябрьский", где проходил гала-концерт, завершающий феерическое действо под названием "Золотой Остап". Справедливости ради нужно сказать, что Григорий Остер отнюдь не одинок - поэты, юмористы, сатирики и простые академики Академии авторитетов собрались на сие мероприятие просто в невообразимом количестве.
- Зачем? - задали мы вопрос бессменному и вечному президенту Академии авторитетов Александру ШИРВИНДТУ:
- Аргументы - посетить любимый город и увидеть любимых людей.
Факты - посетил любимый город и увидел любимых людей, - вот так ответил нам, не вынимая трубки изо рта, Александр Анатольевич и прошествовал далее, влекомый Анатолием Александровичем Собчаком, которому две минуты назад не без умысла ненадолго дал поносить свою президентскую мантию. Мы решили не отвлекать важных должностных лиц досужими вопросами и стали терзать рядовых "академиков".
Марк РОЗОВСКИЙ: - Смех - это свобода. Больше смеха будет - значит, наша жизнь сделается легче, дыхание наше будет глубже, ведь человек, заметьте, говорит только на выдохе. Считается, что сейчас наступило время остапов бендеров. Это ошибка - истинный герой нашего времени - Корейко, вылезший из своего подполья. Остап отобрал у него лишь малую часть и за свой веселый рэкет был пойман румынской сигуранцей и, вероятно, отдан потом в лапы НКВД. Корейко же пошел другим путем, и я не исключаю варианта, что он вступил в КПСС и в пятидесятые годы стал секретарем обкома. Не будем забывать об этом, веселясь на нашем фестивале.
Александр ИВАНОВ: - Это было. И было хорошо. Это факт. Какие еще нужны аргументы?
КАК ЭТО БЫЛО
В Санкт-Петербурге стояла на удивление прекрасная солнечная погода (по передаваемым исподтишка слухам, это было связано с особым отношением к фестивалю со стороны мэра города). Очевидно, именно поэтому на самой первой пресс-конференции Вадим Жук (руководитель театра "Четвертая стена") от имени оргкомитета счел возможным объявить о шестичасовой пешеходной прогулке вокруг Петербурга. Несмотря на то, что отдельные журналисты приняли это предложение вполне серьезно, фестиваль все- таки начался. Городские концертные залы, а также гостиницы, рестораны и улицы наводнили толпы голодных и злых юмористов и сатириков, актеров, журналистов и прочих веселых людей.
К сожалению, закулисная сторона организации фестивалей еще мало знакома нашим читателям. Для иллюстрации того, как это делается, оргкомитет решил поделить полученные от мэрии и спонсоров деньги прямо на сцене, - это на транспорт, это на питание, это на гостиницу; делили, естественно, между собой и в присутствии мэра. После этого были решены оргвопросы, в частности, был определен состав команды, участвующей в Играх Острой боли, проходящих под девизом "умнее, шибче, короче" (Международный олимпийский комитет даже прислал Играм приветственную кардиограмму). В этой связи Оргкомитет предложил формировать команды исключительно из больных и пьющих, иначе будет обидно. Разгорелась дискуссия, после которой команды были таки сформированы. Описывать это захватывающее соревнование просто невозможно - это надо было видеть. Трибуны Зимнего стадиона просто ревели, когда Игорь Угольников брал одиннадцатиметровые, а Фазиль Искандер вместе со своим маленьким сыном Сандро лидировал на специальной марафонской дистанции с обязательными заходами в пункты питания. Больше всех наград завоевал Игорь Борисов, обошедший многих более молодых, да ранних.
ГЕРОИ
Самые главные награды получили наши лучшие - Михаил Жванецкий, Геннадий Хазанов, фильм "Окно в Париж" (режиссер Юрий Мамин), спектакль "Чествование" (режиссер Леонид Трушкин), газета "Красная бурда", карикатурист Алексей Меринов, детский писатель Григорий Остер, "Терем- квартет", "Маски-шоу" и даже банк "Империал" - за рекламные ролики. А после этого...
Отдельным пунктом программы стоял банкет. Надо сказать, что это удалось организаторам лучше всего. Ресторан "Невский" просто искрился юмором, минеральная вода лилась рекой (Л. Якубовичу даже пришлось сушиться). Юрий Рост сменил фотокамеру на микрофон и активно мешал участникам обедать, а сам себе режиссер Лысенков с загадочным выражением лица снимал все это видеокамерой, скрытой в рукаве, - надо понимать, что в одной из ближайших передач появится несколько сюжетов о банкете с участием известных юмористов, заснятых неизвестным телезрителем.
Но настоящим героем фестиваля стал Леонид Якубович. Ведя практически все концерты, аукционы и клубные заседания, он доводил зал до полного исступления, заставляя его в угоду телевизионщикам вставать, свистеть, топать и даже целоваться (с последним вышел конфуз - не готов еще пока наш зритель к полной раскованности). Самый жуткий случай произошел на торжественном вручении "Золотых Останов" - на Якубовича набросилась самая настоящая обезьяна (надо понимать, из Бразилии) и больно покусала.
Угроза жизни была налицо, но наш ведущий шоумен был на высоте - с помощью Любови Полищук он превозмог боль и мужественно довел действо до конца. А действо было великолепным - битком набитый зал Санкт-Петербургского мюзик-холла с восторгом наблюдал, как весь цвет нашего юмора наслаждается теплым шампанским под бразильскими (а какими же еще?) пальмами.
ЗАБАВЫ
Где же еще может показать свои профессиональные качества писатель-сатирик, как не в ПРОКСе (профессиональный клуб сатириков), организованном в Театре эстрады, где когда-то выступал Аркадий Райкин? Ночные забавы "академиков" и гостей органично включали в себя концертные выступления, массовые (групповые) консультации врача-сексолога, вызвавшие оживление в зале и открывшие для избранной публики немало интересного в интимной жизни знаменитостей. Грандиозный успех выпал на долю Аркадия Инина со своими капустниками, запомнившимися простыми рецептами (скажем, куда вложить ваучер). Громовые раскаты смеха доносились из зала в буфет, где собралась основная масса участников. От серьезных эксцессов, грозящих переходом в оргии, фестиваль спасла лишь малая пропускная способность буфетов. Очень не повезло поэту Игорю Иртеньеву - оргкомитет с присущей ему решительностью приказал закрыть буфет (иначе в зал никого нельзя было затащить), причем в роли судебного исполнителя выступил Леонид Якубович. Знаменитый поэт, чья очередь, как назло, подошла именно в этот момент, пустил в ход все свое обаяние, так что г-ну Якубовичу пришлось применить к буфетчице, упорно не желавшей отказывать поэту, грубую физическую силу в виде объятий и. очевидно, каких-то грозных обещаний шепотом на ухо. В результате титанической борьбы женское сердце оказалось сильнее, и поэт все же получил вожделенный бутерброд.
Перечислять присутствующих авторитетов нет смысла: в зале были все - от Михаила Михайловича Жванецкого, которого в творческом вдохновении сравнили с огурцом на грядке (имея в виду богатство и естественность дарования) до удивительного клоуна Леонида Лейкина, - словами его выступление, конечно, не опишешь, но несколько последних дней весь фестиваль общался с помощью кратких изречений из его выступления - "отдыхайте", "говорите", "пилите" (помните -"пилите, Шура, пилите"). Хотя что говорить - это нужно видеть. Российское телевидение обещает показать репортажи к Новому году. Самое интересное, как водится, вырежут, но и того, что останется, хватит до следующего "Золотого Остапа".
(Агентство "ИнтерМедия" специально для "АиФ")