Мы как-то уже привыкли считать, что именно ЧК явилась родоначальницей политических репрессий в нашей стране. Однако история свидетельствует о том, что еще в 1826 г., после известных событий на Сенатской площади в Санкт- Петербурге, именным указом российского императора было создано так называемое Третье отделение, которому вменялся политический сыск, то есть борьба с инакомыслием.
В РОССИИ к 1861 г. по этой линии подверглось репрессиям около 290 тыс. человек. В числе лиц, которые находились под постоянным контролем жандармского ведомства, был и популярный российский "диссидент", всемирно известный писатель граф Лев Николаевич Толстой. Сотрудник Управления Министерства безопасности по Калужской области Ю. КАЛИНИЧЕНКО обнаружил в архивах папки с грифом "Совершенно секретно", содержащие документы, которые свидетельствуют о том, насколько широкомасштабно велась слежка за Толстым в последнюю неделю его жизни, то есть ровно 83 года назад. Вот некоторые из этих документов. Даты приводятся по старому стилю.
30 октября 1910 г. Циркуляр калужского губернатора- церемониймейстера князя Горчакова полицмейстеру и уездным исправникам. "По имеющимся у меня сведениям Граф Лев Николаевич Толстой совместно со знакомым своим доктором скрылся из имения Ясная Поляна Тульской губернии... с целью как надо предполагать странничать. Возможно, что Граф Толстой прибудет в какой-либо из монастырей Калужской губернии и в особенности Оптину Пустынь... Предписываю на случай появления Графа Толстого или вообще странника, возраст и приметы которого подходили бы к личности Графа Толстого, не применять к нему установленных законом суровых мер, как против беспаспортного, до выяснения самоличности и в случае прибытия донести мне по телеграфу".
3 ноября. N 390. Рапорт Перемышльского уездного исправника губернатору. "Доношу ВАШЕМУ СИЯТЕЛЬСТВУ, что мною добыты в Шамордином монастыре о пребывании там Графа Льва Толстого нижеследующие сведения: Прибыв к вечеру в гостиницу Шамордина монастыря из Оптиной Пустыни в сопровождении доктора Маковецкого и какого-то молодого человека по фамилии Сергеенко... Граф Толстой отправился к проживающей в монастыре сестре своей монахине Марии Николавне, у которой и провел остаток вечера. На другой день, в семь часов утра один отправился пешком в прилегающую к монастырю деревню Шамордино и пытался там нанять квартиру у крестьян, в чем ему и было откачано... Днем приехала в монастырь дочь Графа, Графиня Александра Львовна, в сопровождении личного секретаря Графа девицы Варвары Михайловны (фамилия ее неизвестна). Граф в течение дня что-то писал, а затем к вечеру отправился к сестре своей, у которой пробыл недолго. Ночью неожиданно для всех окружающих объявил о своем решении утром уехать в Козельск на поезде, что в 6 часов утра и привел в исполнение. Отъезд его из монастыря был столь внезапен, что сестра его монахиня не успела прийти к гостиницу проститься с ним. Администрация монастыря была крайне недовольна пребыванием Графа Толстого и решила в случае его намерения остаться отказать ему в сдаче на продолжительное время помещения. Граф по-видимому не совсем здоров и часто, в течение дня, проведенного в монастыре, лежал. По сведениям, добытым мною в монастыре... Граф Толстой уехал из Ясной Поляны, вследствие семейных неприятностей, возникших по поводу составленного им духовного заведения и, по-видимому, вопреки газетным сообщениям, возвращение его в данное время в Ясную Поляну для лиц, его окружающих является нежелательным. В Козельск он отправился к поезду, отходящему на Белев, но, по-видимому, с тем, чтобы на одной из промежуточных станций тайно свернуть на Москву. Уездный исправник Кормилицын".
5 ноября. N 1799. Рапорт Козельского уездного исправника Калужскому губернатору. "Доношу Вашему Сиятельству,... что Граф Лев Николаевич Толстой, отправившись из пределов вверенного мне уезда по Рязанско-Уральской ж. д., в пути следования заболел и остановился на станции "Остапово", откуда послал телеграмму в Святейший Синод, с просьбою прислать к нему старца Иосифа из Оптиной Пустыни... 4 сего ноября в Оптиной Пустыни была получена телеграмма от Калужского Преосвященного Вениамина,.. в которой было распоряжение о срочной высылке старца Иосифа на ст. "Останове", к больному Графу Толстому; но ввиду болезни старца Иосифа, который не выходит из кельи уже много лет, к Толстому 5 сего ноября, отправился Начальник скита при Пустыни - старец Варсонофий. За исправника Чуфаровский".
5 ноября. N 1284. Из Петербурга губернатору. "Если в случае смерти графа Льва Толстого поступят просьбы о служении панихид не оказывайте противодействия и предоставьте всецело разрешение этого вопроса местной духовной власти... За устроителями и присутствующими на панихидах благоволите приказать учредить неослабное наблюдение... За Министра Внутренних Дел Генерал-Лейтенант Курлов".
Поскольку заболевший Толстой оказался вне пределов тогдашней Калужской губернии, наблюдение за ним было передано жандармам соседней. Тульской губернии. Известно, что сразу же после кончины Толстого приставленные к нему сотрудники службы наружного наблюдения - филеры - проинформировали свое руководство о случившемся и затем сопровождали труп до Ясной Поляны.