Мое письмо - от полного бессилия что-либо изменить в жизни моего 18-летнего сына. По профессии я педагог с большим стажем, но результаты воспитания собственного ребенка очень плачевны. У нас, педагогов, в силу большой занятости бытует мнение, что свои дети растут беспризорниками. У меня было не так. Я любила работу, а также своего сына-первенца. Мы ездили по стране, ходили в походы, и всегда рядом со мной был сын. Он учился в музыкальной школе - и первым помощником и наставником была я. Он гордился мной и любил меня. Моего сына хвалили везде, и я была счастлива.
После 8-го класса сын уехал в другой город, поступил в мореходное училище. И пришел конец светлой жизни. Он проучился там только 2 курса, вернулся озлобленным, все человеческое было утеряно. Даже выражение лица стало волчьим. Он стал циником, безразличным ко всему и ко всем, эгоизм заполнил все его существо. Агрессивность и секс стали его кумирами. Учиться больше не хочет - не видит в этом смысла. Мои попытки достучаться до его сердца тщетны. Я пытаюсь найти причину произошедших перемен. И... не нахожу.
В том, что дети наши стали подлецами, простите, не всегда виноваты родители. Телеэфир засорен непристойностями, садизмом и жестокостью. И уже подрастает новое поколение бессердечных мерзавцев.
Л. И., Омск
Письмо комментирует кандидат психологических наук С. ЕНИКОЛОПОВ.
ДАННОЕ письмо отражает в известной мере традиционную проблему "отцов и детей": изменения в психике и сознании детей и субъективная оценка этих перемен родителями. Суть описанной ситуации составляет, скорее всего, не превращение сына в "человекоподобное существо", а, скорее, утрата взаимопонимания между сыном и матерью, разрушение некогда существовавшего психологического контакта.
В какой-то степени это явление можно назвать закономерным. Дело в том, что в подростковом возрасте традиционно происходит отрыв ребенка от семьи, на смену авторитету родителей приходит авторитет товарищей, других людей из его близкого окружения. Под их влиянием может происходить изменение психологии человека, которое не всегда соответствует критериям и взглядам родителей.
Возможный консерватизм родителей в такой ситуации, позиция "только мы знаем, как правильно и как нужно" и применение каких-то жестких мер способствуют лишь эскалации конфликта и росту непонимания между "отцами и детьми". Поэтому те различия, которые возникают между неким "эталоном", к которому стремятся родители при воспитании ребенка, и реально существующим человеком, абсолютно неизбежны. И единственным реальным путем к разрешению подобной проблемы является попытка анализа происходящих перемен и объективная их оценка.