Примерное время чтения: 8 минут
693

Владимир Гостюхин: От саботажника до дальнобойщика

Владимир Гостюхин.
Владимир Гостюхин. Кадр из фильма

По данным опросов, "Дальнобойщики" - один из самых любимых сериалов россиян.


ЕГО восхождение началось с фильма "Восхождение". Владимир ГОСТЮХИН там сыграл Рыбака - предателя. Сыграл так, что у зрителей горло перехватывало.

ПОТОМ были работы в "Охоте на лис" В. Абдрашитова, "Урге" Н. Михалкова, "Войне" А. Балабанова, Иваныч в "Дальнобойщиках". После этого сериала Гостюхина начали узнавать даже дети. Но это было потом, а тогда, лет 25 назад, Гостюхин вдруг махнул рукой на столицу, которую покорял долго и трудно. Взял - и уехал в совсем не столичный Минск. И сегодня, оглядываясь на прошлое с высоты 60 прожитых лет, он уверен, что поступил правильно.

- ЛЮБОВЬ оказалась сильнее. Во время съёмок я влюбился в минчанку и уехал в Минск, хотя в Москве у меня всё складывалось прекрасно.

Привыкал я к новому месту долго, трудно - Минск казался очень провинциальным. Но сейчас я его ни на один город в мире не променяю.

- Как вообще сейчас живётся Белоруссии? Ведь мнения звучат разные.

- Мне странно слышать эти крики: "Диктатура! Диктатура!" Есть диктатура совести, я - за такую диктатуру. В сегодняшней Белоруссии категория совести в большей чести, нежели в России. И общество здесь намного справедливее.

- Но работать-то белорусы едут в Россию!

- Ну, их не так уж много - по сравнению с украинцами или молдаванами. Конечно, есть те, кто едет за длинным рублём - на нефть или на стройки. Но многие возвращаются. Часто - с опытом, не очень удачным. Да, у нас много, может, и не заработаешь. Но крупные предприятия - МАЗ, "Горизонт" - работают. И люди вполне удовлетворены. Это я сужу по тому, что в магазинах стало больше народа. И на улицах появляется всё больше машин. А раз люди хотят жить лучше, значит, у них есть средства на эту лучшую жизнь.

15 суток за бунт

- ВЫ ГОВОРИЛИ, что мужчине надо обязательно пройти через армию. Глядя на то, что сейчас происходит в Вооружённых силах, вы своё мнение не изменили?

- В Таманской дивизии, где я служил, тоже была дедовщина. В соседней роте повесился молодой солдат - каптёр и старшина изводили его нарядами. Реакция на это происшествие и штабов армии, и государства последовала очень жёсткая. Мучители были приговорены к 15 годам каждый, началась масса проверок, отменили ночные наряды, офицеров обязали ночевать в подразделении. И к тому времени, когда я демобилизовался, дедовщина практически прекратилась. Так что от армии у меня остались самые хорошие воспоминания, хотя я и отсидел там однажды полный срок - 15 суток ареста.

- За что?

- Забастовку организовал. У нас был ансамбль Таманской дивизии, мы давали по 100 концертов в сезон. Поэтому нашу роту после обычных занятий на два часа отпускали в Дом офицеров на репетиции. А комбату это очень не нравилось. Ему казалось, что рота просто сачкует. И как только подходило время репетиций, он вызывал нас по тревоге и гнал на полигон: 6 км пробежки в противогазах. В итоге я предложил написать письмо в ЦК ВЛКСМ и в дивизию, что нам не дают репетировать. Мы составили письмо, приехали на один из концертов и отказались выступать. На следующий день весь полк подняли по тревоге, прогнали 10 км с полной выкладкой, а меня перед строем под белы рученьки отвели на 15 суток гауптвахты - максимальный срок, который мог получить солдат. Как организатора саботажа меня хотели осудить на два года дисбата. Но, к счастью, просто перевели в другое подразделение, а потом быстро демобилизовали. Но этот шлейф за мной долго тянулся - в Театре Советской армии я четыре года работал мебельщиком, а не актёром.

- Но сегодня в армии ситуация другая.

- Трудно сказать... У нас в Белоруссии дедовщины нет, а в армию - конкурс. Понимаете, армия закаляет молодой организм. Если бы не служба, не знаю, что бы со мной было. Но чтобы изменилась армия, нужно очень многое менять в обществе.

Молодёжь сейчас живёт вне нравственных законов - тех, которые в нас отцы ремнём вбивали. Меня отец просто так никогда не наказывал, но когда однажды узнал, что я сорвал сирень в чужом саду, так прогнал меня ремнём у всех на глазах, что больше я в жизни ни к чему чужому даже руки не протянул. А сейчас всё, что раньше считалось постыдным, делается в открытую.

- И как эти нравственные законы снова прививать? Палками вбивать?

- И палками в том числе. Должна быть выработана система поощрений и наказаний. Другого ведь мы ничего не придумаем! Конечно, есть конченые типы - с ними уже ничего не сделаешь. Но есть и мятущиеся, которых можно затянуть и во зло, и в добро. Так этих надо к добру тянуть.

За себя постоять могу

- ВЫ УПОМЯНУЛИ, что в Театре Советской армии, вместо того чтобы играть, четыре года мебель за кулисами тягали. Как вам удалось не спиться в тот момент?

- Знаете, меня об этом спрашивали практически все артисты. Отвечаю: армия помогла. Если бы это произошло сразу после института, я бы спился - точно вам говорю. Потому что уже в последние годы учёбы мне было тоскливо, и я начал выпивать. Сильно выпивал! А армия заставила меня взять себя в руки. И я терпел. В театре, пока мебель тягал, мне очень сопереживали. А потом, когда меня перевели в труппу, сопереживания кончились - я стал конкурентом (смеётся). Но из театра я очень быстро ушёл в свободное плавание, где нет никаких кланов. Я предпочитаю отвечать сам за себя. И самое главное, чего я добился в своей жизни, - это свобода выбора.

- Для съёмок в "Дальнобойщиках" вам пришлось осваивать новую профессию - водителя фуры?

- Я научился водить грузовик на второй моей картине - "Случайные пассажиры". Но на права не сдал - не было денег на машину. После съёмок в "Дальнобойщиках" мне стало стыдно - водителя сыграл, а ездить не умею. Купил себе старенький "жигулёнок" за 500 долларов и целый год носился по двору студии. А потом сдал на права и теперь езжу совершенно спокойно, вторую машину поменял.

- Ваши герои - люди жёсткие, цельные, умеющие постоять за себя. Вы и в жизни такой?

- Я прошёл хорошую уличную школу и шесть лет отдал спорту: три - лёгкой атлетике, три - боксу. Был парень крепкий, но очень домашний - такой маменькин сыночек: не умел элементарно дать сдачи. Однажды я у себя в переулке тренировался - копьё метал. Привязались ко мне двое. Один ударил - и я упал. Я не мог ответить, хотя был сильнее его физически. И мне стало так обидно, что бросил лёгкую атлетику и пошёл в бокс. В форму вошёл очень быстро. Ударник бы страшный - каждый второй бой заканчивал нокаутом. И в уличных драках я народ валил с первого удара. Мог, кстати, и в тюрьму попасть, даже находился под следствием за драку: крепко дал одному товарищу в процессе выяснения отношений, кто чью девушку обидел. Ведь мы, боксёры, давали подписку, потому что использование нами приёмов приравнивалось к применению в драке холодного оружия. У меня до сих пор удар "набитый". Так что за себя постоять могу.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно