Известно, что для бюджета советской семьи большое значение имеют общественные фонды потребления. Из этих средств погашаются и все бесплатные услуги для народа. Хотелось бы узнать: а сколько стоит то, что бесплатно?
Р. Яблонев, пропагандист, Сочи
В текущей пятилетке на нужды народа через общественные фонды будет распределено 664 млрд. руб., или на 137 млрд. больше, чем в минувшем пятилетии. Свыше 90% этих средств будет финансироваться непосредственно из государственного бюджета.
В расчете на душу населения стоимость благ, потребленных через общественные фонды, достигнет в 1985 г. 521 руб. (для сравнения: в 1965-м - 182, 1970-м - 263, 1980-м - 438 руб.). Нетрудно подсчитать, что для семьи из четырех человек общая сумма выплат и льгот из этих фондов превысит 2000 руб. При двух работающих это почти 50% всех поступлений в семейный бюджет.
Специфика распределения общественных фондов такова, что чем меньше среднедушевой доход в семье, чем больше в ней нетрудоспособных, тем весомее доля этих средств.
Какие же услуги дотируются из госбюджета?
Все виды образования в СССР бесплатны. Государство ежегодно расходует на обучение одного школьника около 200 руб., учащегося среднеспециального учебного заведения - 700, высшего (института или университета) - свыше 1000 руб. В настоящее время в СССР всеми видами обучения охвачено более 100 млн. человек, из них в школах учится 44,3 млн., в среднеспециальных учебных заведениях - 4,6 млн., в высших - 5,3 млн.; остальные - повышают свою квалификацию или обучаются новым профессиям без отрыва от производства. Около 4 млн. выпускников школ ежегодно приобретают рабочую профессию в профессионально-технических училищах, где они находятся на полном государственном обеспечении.
Установлено, что каждый живущий в СССР ежегодно в среднем более 10 раз обращается за врачебной помощью. И хотя большинство делают это в чисто профилактических целях, тем не менее это очень высокий уровень посещаемости медицинских учреждений, что, по мнению специалистов, является прямым следствием бесплатности услуг этой сферы. А ведь для государства стоимость одного визита к врачу составляет в среднем около одного рубля, один день пребывания в больнице - 10 руб., вызов "скорой помощи" - около 15.
Ежегодно в СССР свыше 40 млн. человек лечатся и отдыхают в санаториях и на курортах. Большинство из них оплачивает лишь 30% стоимости услуг в этой сфере. Остальные расходы берет на себя профсоюз, используя в основном средства из общественных фондов. 10% путевок в дома отдыха и 20% в санатории предоставляются вообще бесплатно. Так что и расходы государства на обеспечение населения санаторно-курортным отдыхом исчисляются миллиардами рублей.
Примерно 70% городского населения и частично сельское арендуют государственное жилье. Плата за аренду и коммунальные услуги настолько низка, что не покрывает даже эксплуатационных издержек: две трети, или 7,5 млрд. руб. в год, дотируется в эту сферу из общественных фондов.
* * *
Комментаторы западных "радиоголосов" утверждают, что советская культура стоит в стороне от мировых культурных процессов. Прошу привести факты истинного положения дел.
И. Курбатова, пропагандист, г. Самарканд
Зародившаяся еще при В. И. Ленине традиция установления широких культурных связей стала одной из важнейших черт развития советской социалистической культуры. И факты свидетельствуют о том, что не СССР (как утверждают наши идеологические противники), а империалистические страны препятствуют установлению более прочных и постоянных культурных контактов между народами. Они предпринимают попытки привнести в международные культурные связи элемент диктата, проводя линию на свертывание культурного сотрудничества с нашей страной. Такая "культурная политика" современной империалистической буржуазии не может не сказаться самым отрицательным образом на уровне информированности населения на Западе о многонациональной культуре нашего народа. Известный в США институт Гэллапа по изучению общественного мнения провел недавно опрос на тему "Что знают американцы о Советском Союзе". Оказалось, в частности, что 34% американских студентов не читали ни одной советской книги, 87% не видели ни одного советского фильма.
Сегодня наша страна в полном соответствии с принципами хельсинкского Совещания поддерживает и развивает культурные связи со 125 странами. Например, за последнее время нашей страной заключено более двух тысяч контрактов в области театрального искусства. Трудно найти сегодня в мире страну, где бы не бывали советские артисты, где бы театры не ставили пьес русских и советских авторов. С другой стороны, репертуары театров нашей страны содержат немало произведений современных зарубежных драматургов. Соглашения об обмене драматургическими и музыкальными произведениями заключены с соответствующими организациями ФРГ, Англии, Японии, Италии, других стран.
Советские издательства и периодическая печать широко знакомят нашего читателя с лучшими произведениями зарубежных писателей. Только за три года журнал "Иностранная литература" опубликовал более трехсот произведений прозы, драматургии, поэзии и критики зарубежных авторов. Среди них повести Г. Маркеса, К. Бернари, романы Д. Апдайка, Э. Роблеса, Н. Льюиса, многих других авторов.
Вот совсем свежий пример. В СССР сейчас издается 45-томная библиотека литературы США. Тираж каждой такой книжки - 50 - 100 тыс. экз., уже вышло 11 томов. Неверно и то утверждение идеологов Запада, что мы значительно сокращаем и адаптируем произведения западных писателей. Нет, наша страна не следует дурному примеру некоторых издателей капиталистических стран, выпускающих русскую и советскую классику в виде карманных книжек, в основном пересказывающих лишь сюжет. Кроме того, советский читатель может познакомиться с произведениями многих крупных западных писателей в оригинале. Сделать это можно, например, в московской библиотеке иностранной литературы, в специализированных отделах крупных библиотек страны. Литература зарубежных стран продается в двухстах магазинах Советского Союза.
Культурное сближение народов, стремление к установлению тесных, постоянных контактов в области культуры - для нашей страны не эпизод, не конъюнктура, а одна из постоянно действующих закономерностей развития социалистической культуры.
В первые дни нового года на зарубежные гастроли отправляются прославленные советские художественные коллективы и исполнители. Пианист Э. Гилельс выступит в Италии и ФРГ, солист Большого театра Союза ССР Е. Нестеренко - во Франции, видный советский дирижер Е. Светланов побывает в Швеции и Великобритании... Только в январе советские артисты познакомят со своим искусством зрителей более 20 стран. В свою очередь, в более чем 40 городах нашей страны состоятся гастроли зарубежных коллективов и исполнителей из 15 государств Европы, Азии и Латинской Америки.
Так что утверждение "радиоголосов", что советская культура якобы стоит в стороне от мировых культурных процессов, ничем не обосновано.
* * *
Можно ли считать космополитизм проявлением национализма и в чем его опасность?
К. Булавин, Новочеркасск
Космополитизм - одно из многочисленных проявлений современного национализма - тесно связан с великодержавным шовинизмом. Космополитизм представляет собой неотъемлемую часть идеологии империализма, которая пользуется услугами буржуазных политических наук с их проповедью мировой политической интеграции. Космополитизм также выдвигает реакционно-утопические теории создания планируемой (мировой капиталистической экономики, выступает с позиции так называемого мирового права, основанного на отрицании национального и государственного суверенитета.
Космополитизм призывает к слиянию наций путем насильственной ассимиляции. Ему противоположен пролетарский интернационализм. Марксисты рассматривают перспективу постепенного и добровольного сближения, а затем и слияния наций с точки зрения объективного хода общественного развития, свидетельствующего о том, что это длительный процесс, наступающий в результате социалистической революции, обеспечивающей освобождение и расцвет наций.
Пропаганда космополитизма ослабляет борьбу народов за национальную независимость, за государственный суверенитет.
Космополитические идеи гнездятся ныне в государствах, наиболее широко и нагло осуществляющих великодержавный курс, - в США, Англии, странах, где существуют угнетенные и неравноправные нации.
Космополитические басни по поводу устарелости таких понятий, как "нация", "национальные интересы", "независимость", и других предназначаются империалистическими идеологами не для "своих" господствующих наций, а только на экспорт или для неравноправных народов "своего отечества". Что же касается "главенствующих" народов, то авторы теорий об "устарелости" представлений о суверенитете других национальностей наряду с космополитическими проповедями неустанно твердят и о "великой американской миссии" и об "историческом призвании" английской нации и т. д.