Примерное время чтения: 5 минут
109

ОТКУДА ИСХОДИТ УГРОЗА МИРУ. ИСТИННЫЕ МАСШТАБЫ МИЛИТАРИЗАЦИИ (часть 2)

Как США преуменьшают военные расходы

Окончание. Начало см. "Аргументы и факты", N 8.

Огромные средства затрачиваются в США на научно- исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) военного характера по смете НАСА. Они включаются в федеральном бюджете в раздел "научно-исследовательские работы и освоение космоса". Например, из выделенных НАСА в 1982 фин. году 6,1 млрд. долл. только на проведение орбитальных испытаний корабля "Колумбия" и продолжение производства еще трех образцов орбитальной ступени космической системы "Шаттл" было выделено 2,2 млрд. долл., или свыше 35% бюджета НАСА. О военной направленности программы нового космического транспортного корабля многоразового использования говорит тот факт, что общие ассигнования в 5,1 млрд. долл., первоначально отпущенные НАСА на создание "Колумбии", были значительно увеличены за счет бюджета Пентагона, в результате чего общая стоимость программы запуска превысила 10 млрд.

"ПОМОЩЬ" ИНОСТРАННЫМ ГОСУДАРСТВАМ

В своих интересах Пентагон широко использует также программы оказания "помощи" иностранным государствам. В самом общем плане она делится на экономическую и военную, а основные полномочия по ее осуществлению распределены между специальными подразделениями госдепартамента США, министерствами финансов, обороны, сельского хозяйства. Цель такого широкого рассредоточения полномочий - скрыть масштабы военных расходов США за рубежом и размеры поставок вооружения реакционным режимам и правительствам в различных уголках мира.

В федеральном бюджете США расходы на военную помощь уже несколько лет включаются в раздел не "национальная оборона", а "международные отношения", причем они, по официальным данным, не превышают 900 млн. долл. в год, что составляет менее 10% расходов по этому разделу. Однако исследования зарубежных специалистов показывают, что более 65% средств, израсходованных США после второй мировой войны на оказание "помощи" иностранным государствам, составили военные расходы, косвенно способствовавшие усилению военной машины США. Например, в 1981 фин. году вместо официальных 1 млрд. долл. на военные поставки фактически было израсходовано более 10,6 млрд. долл.

За счет указанных средств США поставляют в иностранные государства как устаревшую, так и новейшую боевую технику, оружие, снаряжение и продовольствие; предоставляют кредиты для закупок американского оружия, обучают иностранных военных специалистов и т. д.

Взамен США получают и содержат в ряде стран военные базы, на которых в настоящее время находится более полумиллиона американских военнослужащих. Предоставление "помощи" позволяет США оказывать давление на политику стран-получателей, усиливать свое влияние. Поставки боевой техники и снаряжения обеспечивают монопольно высокие прибыли военно- промышленному комплексу США и гарантируют ему новые военные заказы.

Следовательно, военная помощь является прямой добавкой к бюджету Пентагона и, безусловно, должна быть отнесена к скрытым военным расходам.

КТО СОДЕРЖИТ ВОЕННЫХ ПЕНСИОНЕРОВ

С целью уменьшения истинных размеров военных расходов, в раздел "национальная оборона" федерального бюджета США не включаются также значительные средства, выплачиваемые в виде пенсий ветеранам войн и вышедшим в отставку военнослужащим. Эти расходы, вызванные прошлой военной деятельностью, не оказывают существенного влияния на наращивание военной мощи США, но по своей природе являются косвенными военными расходами. Они выделены в федеральном бюджете в отдельную статью и в 1982 фин. году составили 24,2 млрд. долл.

Постоянно растущие военные расходы правительство старается покрыть за счет увеличения налогов и прежде всего с трудящихся. Если в период перед второй мировой войной отчисления в казну поглощали шестую часть зарплаты рабочих и служащих, то сейчас - около 40%. Но и этого оказывается недостаточно, поскольку суммы налоговых поступлений не покрывают государственных расходов.

Постоянный дефицит федерального бюджета США способствует неуклонному росту государственного долга. Если в 1970 г. он составлял 381 млрд. долл., то к началу 1982 г. его сумма превысила 1 трлн. долл. По мнению некоторых буржуазных специалистов, государственный долг более чем на 1/3 возник под влиянием прошлой (пенсии и др. выплаты) и текущей (боевая подготовка, закупки вооружения, содержание личного состава и т. п.) военной деятельности. Если учесть даже более осторожные оценки, то из 99,1 млрд. долл., выплаченных в 1982 фин. году в виде процентов по государственному долгу, не менее 50 млрд. долл. можно отнести к косвенным военным расходам.

СКОЛЬКО ЖЕ ПОГЛОЩАЕТ МОЛОХ ВОЙНЫ

Полную сумму косвенных и скрытых военных расходов США определить весьма сложно. Однако, если учесть только 8,6 млрд. долл. на энергетические программы военной направленности, около 3,5 млрд. долл. на военные программы НАСА, около 10 млрд. долл. на оказание военной помощи, приблизительно 50 млрд. долл., выплаченных в качестве процентов по той части государственного долга, которая вызвана военной деятельностью, 24,2 млрд. долл. - на пенсии ветеранам прошлых войн, то становится очевидным, что их общая сумма в 1982 фин. году превысила 96 млрд. долл.

Учитывая, что официально военные расходы были объявлены в сумме 245 млрд. долл., фактические размеры ресурсов, используемых США в военных целях, почти в 1,5 раза выше. Однако и такие астрономические, цифры не устраивают американский военно-промышленный комплекс, он требует большего.

ЯДЕРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СТРАТЕГИЧЕСКИХ НАСТУПАТЕЛЬНЫХ СИЛ

Из книги "Откуда исходит угроза миру".

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно