Примерное время чтения: 11 минут
174

ОРИЕНТИР. Режим нераспространения ядерного оружия

В 1981 году весь мир возмутила пиратская акция израильской военщины - налет на иракский ядерный реактор, в результате которого он был разрушен. Это наводит на мысль, что подобные сооружения, а также ядерные материалы, предназначенные для использования их в мирных целях, могут стать объектом нападения разного рода террористических организаций, злоумышленников, которые, окажись этот материал у них в руках, не преминули бы превратить его в орудие давления или шантажа. В этой связи хотелось бы знать, как осуществляется охрана подобных объектов и что, в частности, представляет собой Международное агентство по атомной энергии, на что направлена его деятельность?

И. Кульков, пропагандист, Куйбышев

О качестве одного из наиболее действенных средств обуздания гонки ядерных вооружений, уменьшения угрозы ядерной войны Советский Союз рассматривает соблюдение и дальнейшее укрепление режима нераспространения ядерного оружия. Совершенно ясно, что в случае создания и накопления ядерного оружия государствами, не имеющими его в настоящее время, угроза ядерной войны небывало возросла бы. Если бы число ядерных государств увеличилось, это чрезвычайно осложнило бы и вопросы ядерного разоружения, требующие своего скорейшего решения.

Министр иностранных дел СССР А. А. Громыко на второй специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН по разоружению заявил: "Всемерное укрепление режима нераспространения ядерного оружия было и остается первостепенной задачей в плане сдерживания гонки ядерных вооружений. Нельзя допустить возникновения положения, когда, с одной стороны, принимались бы меры по уменьшению угрозы ядерной войны, а с другой - ядерное оружие расползалось бы по планете".

Советский Союз является одним из основных инициаторов создания международного режима нераспространения ядерного оружия. Основу режима нераспространения составляет Договор о нераспространении ядерного оружия, вступивший в силу 5 марта 1970 г. Его депозитариями* являются СССР, США, Великобритания. В настоящее время в Договоре 120 участников, в том числе ряд стран, обладающих высокоразвитой атомной промышленностью.

Однако необходимо отметить, что к Договору не присоединились две такие ядерные державы, как КНР и Франция, а также около 50 других стран. В условиях научно-технической революции и сотрудничества в области использования ядерной технологии и материалов число стран, материально способных создать ядерное оружие, растет.

В соответствии с Договором государства, обладающие ядерным оружием, взяли на себя обязательство не передавать кому бы то ни было ядерное оружие или другие ядерные взрывные устройства, а государства, не обладающие ядерным оружием, - не производить и не приобретать ядерное оружие или другие ядерные взрывные устройства.

Контроль за соблюдением основных обязательств неядерных стран по Договору возложен на Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) В настоящее время почти 80 неядерных государств - участников Договора заключили с МАГАТЭ контрольные соглашения. В соответствии с Уставом в компетенцию Агентства входит такая важная обязанность, как контроль над большей частью ядерной деятельности в неядерных государствах - неучастниках Договора.

Одна из основных задач такого контроля - не допустить переключения материалов из мирной ядерной деятельности на создание ядерного оружия. За 13 лет действия Договора о нераспространении ядерного оружия не было зарегистрировано ни одного случая использования ядерных материалов в военных целях, что является свидетельством эффективности Договора. Для осуществления контроля Агентство использует различные методы, включая направление инспекторов.

ПОД ЗАЩИТОЙ МАГАТЭ

Задача нераспространения ядерного оружия занимает сейчас одно из центральных мест в международной политике. Разрядка международной напряженности, ведущиеся переговоры между СССР и США по проблемам ограничения стратегических вооружений оказали положительное влияние на решение вопросов нераспространения ядерного оружия. СССР и США действовали совместно в создании и работе "лондонского клуба" стран - экспортеров ядерной технологии и материалов. В 1978 г. был принят свод руководящих принципов и правил, направленных на усиление контроля над экспортом ядерной технологии. Лондонский принцип предусматривает, что неядерные страны должны давать официальные заверения, исключающие такое использование получаемых ядерных материалов, оборудования и технологии, которое может привести к созданию ядерного взрывного устройства. Предусматривается также контроль МАГАТЭ за передаваемыми в неядерные страны материалами, оборудованием и технологией.

В рамках режима нераспространения большое внимание уделяется физической защите ядерных материалов от террористических организаций, групп злоумышленников, отдельных лиц, которые могли бы похитить такой материал и использовать его для политического шантажа, террористических актов, финансового вымогательства и т. д. В этих целях в МАГАТЭ была разработана конвенция о физической защите ядерного материала, открытая для подписания в 1980 г. Основное внимание в конвенции уделено защите ядерного материала от преступных посягательств в процессе международной транспортировки. Некоторые статьи посвящены его защите в процессе использования, хранения и транспортировки внутри государств.

Частью режима нераспространения являются безъядерные зоны, участники которых берут на себя обязательства не только об отказе от создания ядерного оружия или получения его через третьи страны, но и о запрещении предоставлять свою территорию для испытания или размещения ядерного оружия. Пока существует одна безъядерная зона в Латинской Америке.

Таковы основные компоненты режима нераспространения ядерного оружия.

Режим нераспространения содействует поддержанию стабильности современных международных отношений. Он создает основу для обеспечения применения атомной энергии в неядерных странах в мирных целях, способствует развитию международного сотрудничества в области мирного использования атомной энергии.

Вскоре предстоят важные международные форумы, на которых, как можно ожидать, ре жим нераспространения будет подвергаться критике со стороны некоторых капиталистических государств. Это конференция ООН по содействию международному сотрудничеству в области использования ядерной энергии в мирных целях (август - сентябрь 1983 г.), третья конференция по рассмотрению действия Договора о нераспространении ядерного оружия (1985 г.).

Несмотря на то, что участниками Договора о нераспространении ядерного оружия является в настоящее время большинство государств мира, за пределами договора, как уже говорилось, остается еще около 50 стран. Особое беспокойство не может не вызывать тот факт, что от участия в Договоре уклоняются около десятка так называемых "околоядерных" или "пороговых" государств, которые по своему экономическому и научно- техническому потенциалу могут создавать ядерные взрывные устройства. К тому же немаловажную роль играют и политические соображения. Некоторые из таких государств - прежде всего Израиль, ЮАР, Пакистан - не скрывают своих ядерных амбиций.

Планы создания собственного атомного оружия занимают особое место в милитаристских приготовлениях этих стран, правящие круги которых вынашивают агрессивные замыслы в отношении соседних государств.

Нельзя не учитывать и общей тенденции к дальнейшему увеличению числа "пороговых" государств. Дело в том, что развитие атомной энергетики в неядерных странах, стимулируемое ростом потребностей в энергоснабжении, объективно ведет к созданию и укреплению материально-технической базы, которая в случае принятия соответствующего политического решения может быть переключена на производство ядерного оружия.

Именно от "пороговых" государств исходит опасность дальнейшего распространения ядерного оружия. Ядерная угроза, связанная с приобретением такого оружия даже одним из государств, не ограничится какими-либо географическими рамками. Нельзя не учитывать и того, что это вызовет цепную реакцию и поведет к появлению ядерного оружия в других неядерных странах, будь то на Ближнем Востоке, Южной Азии, Западной Европе, Латинской Америке или других районах мира. А это неизбежно усилит опасность применения ядерного оружия, последствия которого имели бы всеобщий, глобальный характер.

Кроме дальнейшего расширения круга государств - участников Договора о нераспространении, можно выделить по крайней мере еще три таких направления, действия на которых должны осуществляться параллельно друг другу.

Во-первых, усиление политического воздействия на "пороговые" государства в целях их возможно полного вовлечения в режим нераспространения.

Во-вторых, ограничение распространения "чувствительной" ядерной технологии (то есть той, которая используется в военных целях), если это не вызывается потребностями в развитии атомной энергетики.

В-третьих, отказ неядерных государств от приобретения ядерного оружия под каким бы то ни было предлогом.

ПОЗИЦИЯ США

Курс на нагнетание международной напряженности, на усиление гонки ядерных вооружений, взятый Вашингтоном в конце 70-х - начале 80-х годов, отразился самым отрицательным образом на решении проблемы нераспространения ядерного оружия. Односторонний отказ США ратифицировать Договор ОСВ-2, блокирование и прекращение переговоров о полном запрещении испытаний ядерного оружия явились причиной того, что вторая конференция стран- участниц Договора о нераспространении ядерного оружия, проходившая в Женеве в 1980 г., не смогла в конце концов выработать декларации о путях упрочения режима нераспространения. В результате увеличилась вероятность того, что ЮАР, Израиль и Пакистан могут не опасаться, как раньше, совместных действий США и СССР против них и начать открытую гонку ядерных вооружений. Больше того, администрация Рейгана оказала давление на конгресс, заставив его отменить "поправку Саймингтона" (1976 г.) к закону о военной помощи. Эта поправка запрещала поставки вооружений странам, осуществляющим тайные работы в ядерной области. Вашингтон же обязался оказать Пакистану на протяжении пятилетнего периода военно- экономическую помощь на сумму в 3,2 млрд. долл.

Вашингтон регулярно поставляет крупные партии современных вооружений и оказывает военно-экономическую помощь Израилю. Только в 1983 финансовом году, который начался 1 октября 1982 г., Вашингтон намеревается предоставить Израилю военную помощь на сумму 2,5 млрд. долл. А ведь само ЦРУ сообщает, что Израиль быстрыми темпами продвигается по пути создания ракетных средств доставки ядерного оружия.

При полном попустительстве со стороны США в июне 1981 г. Израиль подверг бомбардировке ядерный реактор в Ираке, который находится под контролем МАГАТЭ. Эта бандитская акция была расценена международным сообществом как попытка Израиля скомпрометировать общепринятый режим международного контроля за использованием атомной энергии в мирных целях.

Не скрывала и не скрывает своих планов заполучить в свои руки ядерное оружие и ЮАР.

На СССР и США, как на двух государствах - депозитариях Договора о нераспространении ядерного оружия, лежит особая ответственность за его дальнейшее эффективное функционирование. От того, как будут дальше развиваться советско-американские отношения - продолжится ли тенденция к конфронтации или возобладает курс на конструктивное взаимодействие и сотрудничество, во многом зависит успех борьбы против расползания ядерного оружия по нашей планете.

____

* ДЕПОЗИТАРИЙ - в международном праве государство или международная организация, взявшие на себя обязательства хранить текст договора международного, документы о его ратификации и т. д.

* * *

Предложения СССР

Идя навстречу пожеланиям многих неядерных стран, СССР на второй специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН по разоружению выразил готовность поставить под гарантии МАГАТЭ (т. е. взять на себя обязанности по наблюдению и контролю) часть своих мирных ядерных установок - несколько атомных электростанций и исследовательских реакторов.

Советский Союз при этом исходил из задач укрепления доверия между государствами, повышения авторитета Агентства и в определенной степени дальнейшего совершенствования его системы гарантий.

Решающую роль в укреплении режима нераспространения играют конкретные меры по уменьшению угрозы ядерной войны. В этой связи огромное значение имело одобрение 36-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН внесенного по инициативе Советского Союза проекта Декларации о предотвращении ядерной катастрофы. Декларация, в частности, объявляет, что применение первыми ядерного оружия было бы тягчайшим преступлением против человечества. Советский Союз уже показал пример доброй воли, взяв на себя обязательство не применять первым ядерное оружие, как об этом было заявлено на второй специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН по разоружению.

На 37-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН Советский Союз внес на рассмотрение вопрос "О безотлагательном прекращении и запрещении испытаний ядерного оружия" вместе с "Основными положениями Договора о полном и всеобщем запрещении испытаний ядерного оружия".

На укрепление режима нераспространения ядерного оружия направлено и другое предложение СССР, а именно: "Умножить усилия по устранению угрозы ядерной войны и обеспечению безопасного развития ядерной энергетики". В советском проекте резолюции по этому вопросу содержится призыв к ядерным государствам, в качестве первого шага, к сокращению и в конечном счете ликвидации их ядерных арсеналов, согласиться на одновременную приостановку - "замораживание" - производства и развертывания ядерных боеприпасов и средств их доставки, а также производства расщепляющихся материалов для целей создания ядерного оружия.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно