Примерное время чтения: 6 минут
385

КУЛЬТУРА. Высокий авторитет советского балета

ОБЩЕПРИЗНАННО, что Советский Союз в области балетного искусства занимает передовые позиции в мире.

До Октябрьской революции в России было два оперно-балетных театра, которые давали в обшей сложности около 100 спектаклей в год. Число зрителей, посещавших эти спектакли, составляло немногим более 33 тыс. человек.

В советское время балетный театр стал подлинно народным театром. У нас работают 50 государственных театров оперы и балета (балетные труппы - от 40 - 50 до 200 - 260 человек). Советская власть дала возможность создать профессиональный балет во всех республиках нашей Родины.

Отмечая достижения нашего балета сегодня, необходимо вспомнить, что в первые послереволюционные годы балетному театру нашей страны пришлось преодолеть серьезные трудности. Возникли проблемы воспитания новых балетных кадров, сохранения и обновления репертуара. Шла и острая идейная борьба вокруг балетного театра: сторонники идей Пролеткульта утверждали, что классический танец и балет отжили. Немалая заслуга выдающихся мастеров советской хореографии того времени, и в первую очередь А. Я. Вагановой, в том, что они отстояли и помогли сохранить нашу национальную гордость - классический балет.

Советское государство с первых шагов проявляло заботу о балетном театре. Все оперно-балетные театры страны находятся на государственном обеспечении. Подготовка балетных кадров ведется в 20 хореографических училищах, в то время как до революции их было всего два. В одном только Ленинградском хореографическом училище имени А. Я. Вагановой обучается ныне 500 учащихся 35 национальностей.

При приеме в балетные училища производится строгий отбор способных детей, их родители ничего не платят за 8-летний курс обучения. Государству же обучение одного ребенка в хореографическом училище обходится примерно в 900 руб. в год. Кроме специальных предметов, учащиеся проходят курс общеобразовательной школы и ряд смежных дисциплин. Талант в нашей стране - национальное достояние, он тщательно оберегается и взращивается.

ДОСТИЖЕНИЯ русского балетного театра сыграли важнейшую роль в развитии всей мировой хореографии. Особенно популярным стал наш балет после "Русских сезонов" за границей, начавшихся в 1909 г. в Париже. Во Франции до 1929 г. работал "Русский балет С. П. Дягилева", созданный на основе труппы "Русских сезонов". В состав его входил, в частности, ныне всемирно известный хореограф, руководитель крупнейшей балетной труппы США "Нью-Йорк сити балле" Дж. Валанчин. Балетное искусство Англии восприняло принципы русского балета, сохраняя традиции английского театра пантомимы.

Советские специалисты явились организаторами хореографических училищ и школ в Японии, Алжире, АРЕ, других странах, не знавших ранее классического танца. Наши хореографы осуществили ряд постановок в социалистических странах, Франции, Швеции, Австрии, Финляндии.

ВЫСОКИЙ авторитет советского классического балета вновь был подтвержден на проведенном недавно в Москве теоретическом семинаре Международного института театра, который был приурочен к Международному дню театра. Его тема - "Традиции русского и советского балета" - привлекла внимание мастеров хореографии из 25 стран. В нем участвовали 112 иностранных гостей и большая группа советских педагогов, танцовщиков, критиков.

Участники семинара дали высокую оценку постановке балетного дела в нашей стране, восторженно отозвались о показанных в рамках семинара 10 балетных спектаклях Большого театра СССР, проявили живой интерес к хореографии наших национальных республик.

Советский балет отличает идейность, он является средством нравственного воспитания людей. "Мы за такое искусство, которое поднимает нравственные силы человека, развивает в нем духовные начала, за искусство, которое воспитывает человека-борца", - сказал на семинаре проф. Ю. Н. Григорович, главный балетмейстер Большого театра СССР.

Кстати сказать, его балет "Золотой век", поставленный совсем недавно на сцене ГАБТа (музыка Д. Д. Шостаковича), является как раз примером спектакля, обогащающего традиции и отражающего непримиримую борьбу двух идеологий. Спектакль рассказывает - разумеется, своими средствами - о рождении новых идеалов, нового отношения к жизни в борьбе советской рабочей молодежи с нэпманами в 20-е годы. Художественно убедительно, без фальши, без насилия над природой хореографического искусства эта работа доказывает, что в решении темы могут быть использованы во всей полноте выработанные в ходе развития балета средства. Взяв за основу решения образов классический танец, балетмейстер смело вводит в ткань спектакля многие элементы из других пластических систем - народного, бытового, характерно-гротескового танца, а также пантомимы.

Советский балет, с его стремлением к созданию духовных богатств, культивированием идеалов прекрасного, сегодня противостоит антигуманности, выражению страха и растерянности перед непреодолимыми проблемами, отчетливо выступающими в творчестве многих крупных художников капиталистического мира.

* * *

Говорят гости семинара

МАРТА КУАНЬЕ, президент Американского центра Международного института театра.

- Воздействие русской и советской школы балета на развитие американской хореографии чрезвычайно высоко, а традиции делового содружества балетмейстеров двух стран своими корнями уходят в далекое прошлое. Радуясь встрече с советскими друзьями, тем не менее с грустью отмечаю, что в целом нынешнее состояние советско-американского культурного сотрудничества оставляет желать лучшего. И во многом вина за это лежит на нашей стране.

КЭНДИ УСУИ, балетмейстер, Япония.

- Участие в этом представительном семинаре значительно расширило мои знания о советском балете, репутация которого в мире необычайно прочна. Мне доводилось видеть у себя в стране балетные труппы из Москвы, Ленинграда, Новосибирска, Кирова. Это незабываемое зрелище. И то, что балетное искусство стало в СССР подлинно народным, многонациональным, - заслуга политики руководства вашей страны.

Меня поразил взлет узбекской, таджикской, киргизской школ балета, которые сформировались за годы Советской власти при активной помощи русских хореографов. Причем это было не слепое копирование, не формальный перенос готовых спектаклей, а создание на подлинно национальной основе самобытной танцевальной культуры. Эти традиции были продолжены советскими мастерами искусств во время их работы в Японии. Мы с большой теплотой вспоминаем первого советского балетного педагога А. А. Варламова, приехавшего в нашу страну, а также его многочисленных коллег, которые помогли становлению японского классического балета.

МАГДА ЭЗЗ, директор каирского Института балета, Египет.

- Большое впечатление произвело на меня посещение Московского хореографического училища. Здесь готовятся квалифицированные кадры не только для СССР, но и для многих стран, та встреча напомнила о годах моей учебы в вашей стране. Преподаватели Государственного института театрального искусства много сделали для моего творческого роста. Я была во многих странах мира, но подобной заботы государства о театральной молодежи видеть пока не доводилось.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно