Примерное время чтения: 5 минут
119

МНЕНИЕ ИСКУССТВОВЕДА. МОДА И КУЛЬТУРА ПОТРЕБЛЕНИЯ

Интервью у главного искусствоведа Общесоюзного дома моделей И. А. АНДРЕЕВОЙ взял наш корреспондент А. Маринина

- Ирина Александровна, расскажите, пожалуйста, как сказывается улучшение материального благосостояния советских людей на изменениях в моде?

- Мода теснейшим образом связана с условиями жизни, так как требует определенных затрат. Следовательно, одежда зависит от материального уровня, которого люди достигают в том или ином обществе. Поэтому рост благосостояния существенно влияет на моду и неизменно в ней отражается. Мода в своем содержании неразрывна с культурой. Если уровни культуры и материального благосостояния находятся в соответствующих пропорциях, то мода естественна и общественно приемлема.

Примечательный факт вспоминают наши работники обувных магазинов. В 50-х годах к концу рабочего дня в торговых залах они обнаруживали груды коробок из под новой обуви, куда были вложены старые, вконец изношенные башмаки, туфли. Люди приходили заменить ту единственную пару обуви, которую носили до полного износа. Повысился уровень жизни, и сегодня вряд ли найдется человек, который имел бы только одну пару обуви.

Нынешнее поколение, наверное, не помнит о том, что еще в 50 - 1 годах в личном гардеробе женщины было одно демисезонное пальто, одно зимнее пальто, один пыльник и несколько платьев. Сейчас мы стремимся носить одежду гораздо более универсальную по возможностям применения: куртки и брюки, блузки и юбки, плащи на подстежке, которые подойдут для любого сезона и т. д. У большинства людей, рационально, разумно относящихся к одежде, почти отсутствует дорогая нарядная одежда, ибо она не требуется. Одежда стала более простой, модной, современной, красивой и часто обновляемой.

- Как вы считаете, существует ли связь между политикой и модой?

- Мода в своем развитии, в своем распространении, несомненно, отражает общественное устройство, общественный уклад и социальную структуру общества. Порой эту связь не сразу можно заметить. Думая о моде, мы имеем в виду форму одежды, детали, цвет и часто менее всего задумываемся о ее истоках, о том, что явилось причиной ее возникновения.

В прошлом мода обслуживала совершенно четко ограниченные социальные группы и не существовала как явление для остального, составляющего преобладающее большинство населения.

- Сегодня у молодежи популярна одежда с различного рода изображениями, надписями, эмблемами. Но не всегда эту символику легко расшифровать. Некоторые молодые люди, проявляя политическую наивность, в погоне за импортной "тряпкой" - майкой или сумкой, курткой или джинсами - не задумываются над тем, что изображено на этикетке, эмблеме.

- У нас в стране символы в одежде приняты на униформе: одежде спортсменов (надпись означает страну или команду); одежде участников стройотрядов; форменной одежде. Уместны символы на форме пионерских дружин, комсомольских организаций школ, пионерских и спортивных лагерей и т. д.

Естественную тягу подрост ков к каким-то знакам на одежде следует поддерживать и использовать в благородных целях, в том числе и воспитательных.

Предприятия нашей промышленности, например, такие, как "Марат" и "Норма", наладили выпуск изделий с красочными рисунками, фотографиями, которые нравятся молодежи. Это свитеры, футболки, майки со спортивной символикой, с названиями городов. Но таких изделий еще мало.

- Как проявляется влияние Запада в области моды?

- Нередко приходится слышать, что, мол, нам моду диктует Запад. Было бы смешно отвергать разумное, рациональное, что создается в моде по причине того, что оно родилось не на данном месте. И если в нашей моде есть совпадения с западной, то они всегда идут по линии ее демократизации, того, что служит самым широким слоям общества. Порой можно наблюдать, как на Западе в моду входят традиционные русские сапожки, сарафаны, платки. Обмен рациональным - один из признаков, отличающий моду наших дней.

- Молодости присущи тяга к независимости, стремление выделиться, выглядеть современно, иметь свой стиль. Как могут старшие помочь в воспитании вкуса, разумных потребностей?

- Да, молодежи свойственно стремление заявить о себе, порой за счет издержек с точки зрения вкуса.

Поэтому первая и главная помощь старших - не запрещать, а предоставить юношам и девушкам возможность выбора, умело и тактично направляя его в нужное русло.

Отношение к моде определяется общей культурой человека. Это итог его воспитания, образования, образа жизни.

Разумные потребности необходимо развивать с детства. Из умения экономично вести хозяйство, в которое входят и расчеты затрат на одежду, будет заложено и разумное отношение к моде. Оно закладывается всем комплексом общественного воспитания человека. Здесь и знание экономических основ, и социальная грамотность, и, конечно, идеологическая прочность позиций, высокая мораль и нравственность.

РОЗНИЧНЫЙ ТОВАРООБОРОТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И КООПЕРАТИВНОЙ ТОРГОВЛИ В ГОРОДСКИХ ПОСЕЛЕНИЯХ И В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ НА ДУШУ НАСЕЛЕНИЯ (РУБ.)

"img src="ris1.gif""

ПРИМЕЧАНИЕ: Сельское население значительное количество товаров покупает в городских магазинах. Так, покупки колхозниками не продовольственных товаров в городах составляют примерно 40 проц. общего объема покупок или этих товаров.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно