В АМЕРИКЕ и Европе их с недавних пор называют "БоБо" - очаровательное сокращение от "богемная буржуазия". Это новое поколение образованных, материально обеспеченных и одновременно культурно продвинутых молодых людей, совместивших в себе нонконформизм хиппи и прагматичность яппи (поколения, стоявшего в развитых странах "у руля" последние два десятилетия ХХ века). Москва в этот раз не осталась на обочине модных тенденций.
Досье
ДЛЯ КРАТКОСТИ назовем "богемно-буржуазных" москвичей МоБо - "московская богема" или "московская буржуазия". (Кому как ближе по духу или по финансовым возможностям.) Нижний возрастной предел новоиспеченной элиты - 22-25 лет, верхний - 40 лет. "Где мои 25?.." - вздыхают родители нынешних молодых и успешных, чьи лучшие годы пришлись на самую глушь застоя. Облизываются, глядя на возможности МоБо, и еще не вступившие во взрослую игру тинейджеры.
Сексуальная ориентация и пол МоБо не имеют значения: молодые москвички сегодня нередко преуспевают быстрее и значительнее сильного пола. Ежемесячный доход - от 1 до 3 тыс. долл. Образование - обязательно высшее, желательно не купленное в переходе, а "высиженное" в библиотеках и стажировках за границей. Знание иностранных языков - достаточное хотя бы для того, чтобы вставить в разговор актуальные заморские словечки. Сфера деятельности: рекламный, биржевой, издательский или модельный бизнес, "гламурная" журналистика (прежде всего модные глянцевые журналы и ТВ), юриспруденция, дизайн и PR. Владельцы собственного бизнеса среди этой социальной группы довольно редки - у них нет времени на кинопросмотры, публичные чаепития и другие обязательные для МоБо социально-культурные ритуалы. Поэтому МоБо - в большинстве своем наемные работники среднего и высшего звена.
Досуг
МоБо - "белые воротнички" с содержанием. Прагматики, в свободное от работы время задумывающиеся "о вечном". Наряду со стремлением к комфорту они, простите за пафос, "загружены" духовными потребностями. Жизнь по схеме дом-офис-дом считается неполноценной. МоБо - классические продукты эпохи Интернета: чтобы успевать за веяниями времени, сегодня нужно ориентироваться в море информации. И - УСПЕВАТЬ. Быть в курсе новинок кино, театра и литературы, причем не только современной. В тусовке модно бросить невзначай: "На днях я тут открыл Кортасара..." Другие культовые писатели у МоБо - В. Сорокин, В. Пелевин, Г. Гессе, Г. Маркес, Т. Толстая. Еще по Москве недавно прокатилась вторая волна популярности мистических откровений Карлоса Кастанеды. Правда, МоБо вряд ли можно назвать глубокими ценителями литературы, их знания часто поверхностны. Поэтому больше читают не сами книги, а о книгах в модных журналах. По этой же причине столь популярно кино - наиболее легкоусвояемый культурный продукт, не требующий излишних интеллектуальных затрат.
Помимо кинотеатров, где на раскрученные фильмы билеты раскупаются за несколько часов до сеанса, мекками для МоБо служат кофейни, число которых в городе скоро перевалит за сотню. Задушевные разговоры за чашкой ристретто (крепчайший эспрессо), популярного среди продвинутой публики и других крупных городов мира. Но только в Москве в некоторых чайно-кофейных заведениях приходится стоять по 40 мин. в ожидании столика. Больше всего осаждаются "Москва-Берлин", "Кофе-хаус", "Оранж", "Донна Клара", "Кофе Зен" в Камергерском пер., "Кофе бин" на Покровке, "Кофе тун" и т. п.
Униформа
ВЫГЛЯДЕТЬ измученной жертвой бесконечных трудодней среди МоБо немодно. Быть трудоголиком похвально, но... с хорошим цветом лица и ровным настроением. МоБо быстро осознали, что для успеха чрезвычайно важен "здоровый дух". Поэтому членство в фитнес-клубах из показушного новорусского шика превращается в суровую жизненную необходимость, на которую многие МоБо с энтузиазмом отстегивают ползарплаты. Причем популярно не просто упражняться на тренажерах, а самозабвенно постигать йогу и другие восточные практики. Постепенно набирает обороты и культ здорового питания. Среди вполне обеспеченной московской публики сейчас, например, модно поститься, но не в силу строгих религиозных убеждений, а, как говорится, для морально-физического удовлетворения. В кофейнях зеленый чай и свежевыжатые соки стали заказывать чаще, чем кофе.
Для западной богемы верх крутизны - ходить на службу в кроссовках (правда, последней "суперкондиционируемой" модели) и потертых джинсах. А до работы добираться не на дорогом автомобиле, а на велосипеде или, еще лучше, самокате. Из-за климата и сохраняющихся еще в нашем обществе условностей МоБо такого позволить себе не могут, но вычурность в одежде и яркий макияж у нас тоже вышли из моды. МоБо стараются одеваться попроще, наибольшим шиком считается стиль "винтадж" (от англ. vintage - урожай): современный наряд в сочетании с какой-нибудь старинной вещью или аксессуаром. Например, извлеченным из недр шкафа кожаным пиджаком, который родители по очереди носили в 1970-х. Золото и бриллианты сейчас почти не носят, хвастаться принято совсем другим - новой парой горных лыж, сноубордом или горным велосипедом, на худой конец, купленной по хорошей цене иномаркой.
Политической активностью МоБо не отличаются. Для них главное - стабильность, и, если власть "не мешает жить", они готовы относиться к ней лояльно, следуя совету восточного мудреца, что о политиках нужно знать только то, что они существуют. Среди других ценностей новой прослойки - естественно, материальное благополучие, карьера и свобода самовыражения. Если у вас создалось впечатление, что мы имеем дело с поколением молодых снобов, вы отчасти будете правы. Время золотой молодежи прошло, и, хотя родительские связи по-прежнему в цене, большинство МоБо пробивают себе дорогу самостоятельно. Поэтому к собственной персоне они питают большое уважение. Но в целом это милые и приветливые люди, терпимые к слабостям окружающих, к жизни относящиеся с неподдельным интересом и здоровым цинизмом.
Жертвы будущих кризисов
САМОЕ интересное - насколько многочисленна эта социальная группа и каковы ее шансы остаться "на плаву" в ближайшие годы? На первый взгляд, мы имеем дело с достаточно массовой социальной прослойкой. Взгляните на таблицу: 15,5% москвичей (а это почти полтора миллиона человек), по последним оценкам столичных статистиков, ежемесячно зарабатывают более 20 тыс. руб. в месяц. То, что москвичи уже справились с последствиями кризиса, косвенно подтверждают и данные по рождаемости, которая возросла с 67 тыс. младенцев в 1999 г. до 72,6 тыс. в 2000-м. (Среди МоБо, представляющих самый репродуктивный возраст, беременность тоже в моде. Актуально "до последнего" выходить в свет и возобновлять социальную жизнь через пару недель после родов.)
Если на Западе на "богемную буржуазию" возлагают большие надежды, то московские экономисты сохраняют сдержанный оптимизм. "Эта социальная группа находится в эксклюзивном положении, - говорит Татьяна Малева, член научного совета Московского центра Карнеги. - Во-первых, потому, что она существует и только в Москве. Во-вторых, в отличие от представителей среднего класса в каком-либо другом крупном российском городе, успешные москвичи - заложники любого финансового потрясения или просто колебания на валютном или фондовом рынках. Случись что - они разом слетят с вершины своего благополучия. В Москве успех еще долго будет связан с сильнейшим риском".
Но пусть благополучие МоБо пока только мнимое, пусть они зарабатывают в несколько раз меньше своих заграничных собратьев, и непредсказуемость нашей жизни мешает им как следует инвестировать в нашу экономику. Мы имеем дело с первым поколением, которое стремится идти в ногу с остальным миром и надеется исключительно на себя, а не на государство.