Вся послевоенная история Греции - это история ожесточенной борьбы между силами реакции и прогресса. Долгие годы страна была скована военной диктатурой. Она пала в июле 1974 г. Начались некоторые демократические преобразования. Была легализована деятельность коммунистической партии. Правительство заявило о стремлении развивать взаимовыгодные отношения со всеми странами независимо от их социального строя. Советско-греческие отношения получили новый импульс с приходом к власти в октябре 1981 г. кабинета социалистов во главе с А. Папандреу.
ИСТОКИ СОБЫТИЙ
Политическая обстановка в Греции за последние недели заметно обострилась.
Внешним поводом послужили два недавних события: распространившиеся в конце февраля слухи о неудачной попытке антиправительственного государственного переворота и убийство в середине марта Г. Афанасиадиса, владельца и редактора крайне правой афинской газеты "Врадини". Оппозиционная партия "Новая демократия" постаралась представить эти события как свидетельство бессилия правительства, его неспособности управлять страной, гарантировать населению порядок и спокойствие.
Контролируемая правыми печать активно способствовала росту политической напряженности, распространяя антиправительственные слухи. Такие, например проходившие в феврале военные учения в районе Афин, а также массовые манифестации сторонников левых политических партий якобы объяснялись необходимостью отпора попытке военного переворота. Это, мол, подтверждается и тем, что в эти же дни был уволен в отставку целый ряд высших греческих офицеров. На самом же деле эта кампания в печати и запросы правых в парламенте явно были рассчитаны на то, чтобы дискредитировать правительство Всегреческого социалистического движения (ПАСОК), подорвать доверие к нему как внутри страны, так и за ее пределами.
Эта акция правых была поддержана извне; итальянский христианский демократ Румор потребовал на заседании исполнительного органа ЕЭС "разъяснений" по поводу событий в Греции, которые якобы "угрожали демократии". Демарш Румора справедливо был расценен представителем греческого правительства как "вмешательство во внутренние дела страны".
ЧТО НЕ НРАВИТСЯ ПРАВЫМ?
Подлинные причины обострения обстановки в стране - недовольство правых политических сил страны и крупного монополистического капитала некоторыми прогрессивными шагами правительства А. Папандреу во внутренней и внешней политике. Реакция хотела бы помешать правительству ПАСОК укрепить свои позиции и влияние в народе, осуществить ряд обещанных избирателям демократических перемен в политической и социально-экономической жизни Греции. Для этого противники А. Папандреу стремятся воспользоваться сохраняющимися трудностями в экономике. Тан, выступая по афинскому телевидению в середине марта, лидер "Новой демократии" Э. Авероф-Тоссицас возложил всю ответственность за ухудшение экономического положения на кабинет греческих социалистов и лично на премьера.
Лидер "Новой демократии" обрушился на правительство и за то, что оно заняло отличную от большинства натовских стран позицию в отношении событий в Афганистане и Польше, выступает против размещения новых американских ракет в Западной Европе, чем, дескать, подрывает "общую политику Запада".
Особое неудовольствие правых вызывает улучшение в последние месяцы советско-греческих отношений, развитие торговли между двумя странами, шаги к достижению взаимопонимания в политической области. Правая печать активизировала антиправительственную кампанию как раз после успешных советско-греческих переговоров в Афинах во второй половине февраля, когда там с государственным визитом побывал член Политбюро ЦК КПСС, Председатель Совета Министров СССР Н. А. Тихонов.
Позитивные сдвиги в наших отношениях начались несколько лет назад, после свержения в Греции диктатуры "черных полковников" и установления в стране демократического режима. Сегодня усилия по развитию дружественных отношений между СССР и Грецией вступили в новый этап, и можно надеяться, что они принесут долгожданные плоды. Как отметил премьер-министр Папандреу, развитие традиционных дружественных связей между СССР и Грецией отвечает интересам наших народов, интересам укрепления мира и взаимного доверия в Европе и во всем мире.
ДАВЛЕНИЕ ВАШИНГТОНА
Это, однако, крайне раздражает некоторые круги на Западе. Заключение долгосрочного соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве с Советским Союзом "без ведома ЕЭС" было названо "самоуправством", которое якобы "ущемляет интересы партнеров Греции по "Общему рынку".
Не по нраву США и НАТО также стремление правительства А. Папандреу проводить в соответствии с взятыми на себя перед избирателями обязательствами "самостоятельную и независимую внешнюю политику, которая носила бы многоплановый, многосторонний характер и отвечала в большей степени национальным интересам".
Американский "союзник" беззастенчиво использует различные формы скрытого и явного давления, в том числе такие рычаги, как задержка обещанной экономической и военной помощи, наличие американских военных баз на греческой территории. Спекулируя на размерах американской военной помощи, Вашингтон стремится заставить Грецию пойти на уступки, дабы сохранить свои базы на греческой земле.
Удобно расположившиеся на чужой территории "гости" в военных мундирах не торопятся уходить домой, хотя хозяева им на это усиленно намекают. Они безапелляционно утверждают, будто существование баз "выгодно обеим сторонам", хотя премьер-министр А. Папандреу не раз заявлял о том, что сохранение американских баз не диктуется даже интересами НАТО, что "ни одна уважающая себя страна и ни один уважающий себя народ не могут до бесконечности отдавать в залог свои суверенные права".
Нападки на правительство социалистов как со стороны греческих правых, так и со стороны союзников по НАТО, в первую очередь США, нельзя расценить иначе, как откровенные попытки подорвать политическую стабильность в Греции, поставить ее в трудное экономическое положение, заставить послушно следовать в кильватере агрессивной политики нынешней американской администрации. Реакция, своя и зарубежная, хотела бы повернуть вспять начавшееся продвижение Греции по пути демократических перемен.