Примерное время чтения: 10 минут
67

[Есть ответы] Ваши вопросы от 30.05.1983

До сих пор на гербах и знаменах многих капиталистических государств изображаются раскрывшие пасти львы, орлы с распущенными когтями, злобно оскалившиеся драконы. Можно увидеть также скрещенные копья и стрелы, щиты и мечи, кресты и пушки, свастики и черепа. Некогда грозный британский лев наложил свою лапу на пять континентов и несколько столетий подавлял ею многие народы мира. У тех же любящих порассуждать о миролюбии США белый орел на гербе цепко держит в своих когтях вместе с оливковой ветвью и пучок острых стрел.

Все эти символы как бы предупреждают: берегись! А что обозначают наши герб и флаг?

Н. Верховой, Одесса

ВОПРОС ОБ УЧРЕЖДЕНИИ советских Государственного герба и Государственного флага возник сразу же после Великой Октябрьской социалистической революции. Наши герб и флаг в отличие от гербов и флагов капиталистических государств должны были олицетворять собой новый общественный строй, новый мир, где восторжествовали невиданные ранее отношения единства и дружбы свободных наций и народностей, где хозяином жизни стал человек труда. Поэтому основным элементом Советских герба и флага стало изображение серпа и молота, что символизирует мирный труд, свидетельствует о братском нерушимом союзе рабочих и крестьян. Впервые герб и флаг как советские государственные символы были отражены в Конституции РСФСР 1918 г.

Советские герб, флаг и гимн отражают характер общественно-политического строя Союза ССР, суверенитет многонационального Советского социалистического государства, торжество идей коммунизма, равноправие, дружбу и братство трудящихся всех наций и народностей нашей великой державы. Вместе с тем они подчеркивают государственное единство советского народа, выражают идеи интернациональной солидарности советских людей с трудящимися всего мира.

Основные идеи, заложенные в Государственном гербе СССР, содержатся и в гербах союзных и автономных республик. На гербах всех республик изображены серп и молот, надписи на национальном и русском языках: "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!" Вместе с тем в гербах республик нашли свое отражение специфические черты каждой республики, ее народного хозяйства, природных условий, географического расположения и т. д. В них содержатся элементы национального орнамента.

В гербах автономных советских социалистических республик, входящих в состав союзных республик, взят за основу герб этих союзных республик с добавлением названия данной автономной республики.

Символика Государственного герба СССР, Государственных гербов союзных и автономных республик развивалась и совершенствовалась по мере развития и укрепления Советского государства.

Изображения гербов имеются на знаменах* печатях, официальных документах, на зданиях некоторых Государственных предприятий, учреждений, организаций, а также на денежных знаках, знаках почтовой оплаты и т. д. Гербы помещены а трибунах Верховного Совета СССР, а также Верховных Советов союзных и автономных республик, в вестибюле Кремлевского Дворца съездов, на зданиях Советов народных депутатов и трудящихся, на некоторых нагрудных знаках. Государственный герб Союза ССР изображен и на нашем советском паспорте.

Слово "герб" в переводе означает "наследство". Наш советский герб оставляет в наследство каждому гражданину и будущим поколениям советских людей великую, могучую социалистическую и самую гуманную державу свободных, равноправных советских народов. Герб СССР не только символ великой страны социализма, но и символ достоинства и чести гражданина СССР.

Государственный флаг СССР - один из главных атрибутов советской государственности, символ суверенитета СССР и нерушимого союза рабочих и крестьян в борьбе за построение коммунистического общества. Он имеет особое значение в вопросах межгосударственных отношений, международного права. "Государственный флаг Союза Советских Социалистических Республик, - говорится в Конституции СССР, - представляет собой красное прямоугольное полотнище с изображением в его верхнем углу, у древка, золотых серпа и молота и над ними красной пятиконечной звезды, обрамленной золотой каймой. Отношение ширины флага к его длине - 1:2.

После победы Октября Красное знамя стало Государственным флагом первой в мире Страны Советов. Наш флаг является символическим выражением преемственности в борьбе многих поколений революционеров всего мира за новую жизнь, за свободу трудящихся.

Вопрос о советском Государственном флаге впервые был рассмотрен на заседании ВЦИК 8 апреля 1918 г., а с 4 октября 1918 г. Красный флаг Страны Советов постоянно развевается над зданиями высших Органов власти Советского государства. Все советские союзные и автономные республики также имеют свои Государственные флаги. Их описания содержатся в Конституциях республик. Основными отличительными признаками государственных флагов республик являются расположенные на флагах полосы - синие, зеленые, белые и другие, иногда национальный орнамент. Конституции союзных республик определяют размещение, цвет и ширину полос на флагах и другие элементы.

* * *

Известно, что наша страна покупает спортивный инвентарь и оборудование за границей. Хотелось бы знать: а сами мы экспортируем спортивную аппаратуру и инвентарь и пользуются ли они спросом на международной арене?

В. Нарыжный, Светлоград

НА XIV Спортивных играх стран Центральной Америки и Карибского бассейна, проходивших летом 1982 г. в Гаване, хорошо зарекомендовали себя советская судейско-информационная аппаратура и другое оборудование. Участники и организаторы Игр отмечали высокое качество аппаратуры для проведения соревнований по тяжелой атлетике, фехтованию, гимнастике и некоторым другим видам спорта.

О спортивной продукции нашей страны сейчас знают во многих странах мира. Она была успешно апробирована на турнирах в США, Греции, ФРГ, на Универсиаде в Бухаресте и в некоторых других международных турнирах.

Показательно, например, что организаторы XXIII Олимпийских игр в Лос-Анджелесе обратились с просьбой предоставить им судейскую аппаратуру советского производства для турнира по фехтованию. Она, кстати, уже применялась на турнирах во Франции, Югославии, Чехословакии.

У спортсменов разных стран завоевали признание, например, штанга с обрезиненными дисками, брусья с автоматической регулировкой расстояния между жердями, конь маховый на двух опорах,, академическая лодка-двойка с подвижным сиденьем для рулевого, располагающимся посередине судна, между гребцами, судейско- информационная аппаратура "Гимнаст-2" и т. д. Все эти разработки отличаются принципиально новыми конструктивными подходами и учитывают новейшие достижения науки и техники, в частности достижения микроэлектроники.

* * *

"Аргументы и факты" писали, что производственные мощности американской промышленности в прошлом году были загружены на 67,3 проц., а в другом номере были приведены такие данные: в 1981 г. объем промышленного производства в США составил 102,7 проц. по отношению к предыдущему году. В этом есть какое- то несоответствие, не так ли?

Е. Чудинов, Липецк

НАМ КАЖЕТСЯ, вопрос не совсем правомерен. Цифры эти принадлежат к разным категориям, характеризуют разные экономические показатели. Поэтому их трудно сопоставлять. А если все же сопоставить, то легко, как, видимо, и случилось, прийти к неверному выводу. В данном случае вопрос, в котором уже содержится такой вывод, очевидно, точнее было бы сформулировать так: как можно обеспечить прирост промышленного производства, если производственные мощности работают не в полную силу? А почему, собственно, нельзя? Разве прирост обеспечивается только или хотя бы главным образом загрузкой производственных мощностей? Ведь происходит модернизация производства, техническое совершенствование, интенсификация труда и т. п. Да и полная загрузка, с другой стороны, с учетом многих факторов - производительности, возможностей сбыта, обеспеченности сырьем и т. д. - вовсе не является гарантией высоких темпов роста производства.

Кстати, обратите внимание: 67,3 проц. - рекордно низкая загрузка в США за все время - эта цифра относится лишь к декабрю 1982 г., а не ко всему году. А 2,7 проц. - это промышленный прирост за весь предыдущий 1981 г. по сравнению с 1980 г.

И, кроме того, как бы то ни было, обе цифры - и только в этом у них есть что-то общее - характеризуют, хотя и с разных сторон, кризисные явления в экономике Запада, в том числе в США, свертывание производства, его нестабильность. Ибо показатель промышленного роста в капиталистических странах постоянно снижается. За десятилетие - с 1970 по 1981 г. объем промышленного производства в Соединенных Штатах увеличился на 40 проц. Иными словами, темпы роста выпуска промышленной продукции составляли в среднем 4 проц. в год. Но в последние годы этот показатель уменьшается. В 1981 г. он составил уже 2,7 проц., а, по прогнозам большинства экономических экспертов, в 1983 г. темп роста промышленного производства в США не превысит 2 проц.

Картина снижения промышленного прироста характеризует все капиталистическое хозяйство. За два последних кризисных года в развитых капиталистических странах в целом роста практически вообще не произошло (по отношению к 1980 г. промышленное производство в 1981 г. составило 100,7 проц.). Сравним: в социалистических государствах за 10 лет (1970 - 1980 гг.) выпуск промышленной продукции вырос примерно на 75 проц.

Недогрузка производственных мощностей - также результат экономического спада, инфляции, сокращения капиталовложений, ухудшения условий сбыта продукции, уменьшения покупательной способности населения и т. п. И это тоже характерное явление в экономике Запада. Буржуазная печать отмечает, что затянувшийся ныне экономический спад заморозил более значительную часть производственных мощностей Запада и на более длительный период, чем когда- либо после кризиса 1929 - 1933 гг.

Мы приводим ниже диаграмму из газеты английских деловых кругов "Файнэншл таймс". Сплошная линия - наглядное свидетельство уменьшения загрузки производственных мощностей в США (примерно с 87 проц. в начале 1979 г. до менее чем 70 проц. в конце 1982 г. ). Соответствующий показатель в Италии снизился до 70 проц., в ФРГ-с 84 до 75 проц., во Франции с начала нынешнего десятилетия он опустился ниже 80 проц.

* * *

Прочно вошло в нашу жизнь понятие "бесплатное образование". Но наше государство продолжает целенаправленно осуществлять заботу об образовании детей. На XXVI съезде КПСС указывалось, что в ближайшие годы школьники получат бесплатные учебники. Расскажите, пожалуйста, как осуществляется это указание.

В. Моравский, Москва

В ЗАКАНЧИВАЮЩЕМСЯ учебном году выданы бесплатные учебники учащимся восьмых и девятых классов, а в предстоящем году их получат и десятиклассники. В результате будет выполнено указание XXVI съезда КПСС о переходе учащихся всех классов средних школ на бесплатное пользование учебниками.

За школьные парты первого сентября 1982 г. сели 41,3 млн. ребят. И каждый из них получил комплект учебных книг. К учебному году в нашей стране были отпечатаны школьные учебники 1415 названий, общим тиражом более чем 212 млн. экземпляров. Они изданы на 52 языках. На это израсходованы огромные средства. На сегодня в школах страны запасено 470 млн. экз. учебников. Например, только по линии Министерства просвещения Казахской ССР в 1982 г. затрачено на их покупку 4 млн. 192 тыс. руб. А всего за 3 последних года - 11 млн. 196 тыс. руб. Каждая книга должна служить 4 года, переходя от одного ученика к другому. Отсюда напрашивается вывод: бережное отношение к книгам - это проявление подлинно хозяйского отношения к народному добру.

Выдача бесплатных учебников и связанное с этим удлинение срока их службы уже позволили сберечь немало бумаги, картона и других материалов. Благодаря этому удалось увеличить выпуск художественной литературы в серии "Школьная библиотека". Издание методической литературы возросло вдвое, справочников и словарей - в 6 раз.

Наши учебники - одни из лучших в мире и по содержанию и по оформлению. В этом году их было отпечатано офсетным способом в 4 красках более 80 млн. экз. Это равно 2/3 от общего числа, которое запланировано перевести на этот способ печатания.

Принимаются и другие меры для того, чтобы учебники служили ребятам дольше и лучше.

Ответы подготовили: В. Дупак, В. Дюндиков, Г. Ариевич, А. Маринина.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно