Многие наши читатели просят рассказать о позиции коммунистов Франции в правительстве левых сил, о реакции на их деятельность буржуазных партий и об отношении к ФКП простых французов.
Предлагаемое сегодня интервью Генерального секретаря ФКП Жоржа Марше газете "Матэн", которое мы перепечатываем с сокращениями, дает ответ на эти вопросы.
ВОПРОС: Сейчас, через два года после вашего вступления в состав правительства, не проходит и недели без разговоров о вашем возможном выходе из него. Разве общественность не привыкла к вашему присутствию в правительстве, или вы сами намеренно поддерживаете некоторыми заявлениями впечатление двусмысленности вашей стратегии?
ОТВЕТ: А может быть, все окажется проще, если вы позволите мне выдвинуть третью гипотезу: политическая борьба стала сейчас настолько острой, что правые силы все меньше и меньше готовы мириться с положением, создавшимся два года назад, то есть с наличием во Франции левого правительства с участием коммунистов. А они располагают некоторыми мощными средствами формирования настроений общественности - средствами массовой информации.
В последнее время правые используют любые средства, чтобы попытаться дестабилизировать положение, посеять неопределенность, уныние, беспокойство, чтобы ослабить авторитет левого правительства. Иначе говоря, при возможности они попытались бы сократить срок правления левых во Франции, не дожидаясь определенных конституцией сроков выборов - в 1986 и 1988 годах.
Именно этим и объясняются ежедневно повторяемые правой печатью предсказания об уходе министров-коммунистов из правительства не позже чем завтра утром.
Короче говоря, правые ищут волшебное средство, которое позволило бы им изменить принятое всеобщим голосованием решение 1981 г., когда их отправили по домам.
ВОПРОС: Из чего вы исходите, говоря это?
ОТВЕТ: Правые действуют методом проб и ошибок. Сегодня они пытаются применить силу, выводя на улицы смутьянов и крайне правых. Завтра они прибегают к репрессиям, что проявляется, в частности, в подлинной "охоте на ведьм", предпринятой в контролируемых правыми коммунах против служащих муниципалитетов и работников культуры. Наконец, в последние дни правые нашли неслыханное, совершенно беспрецедентное средство: массовое аннулирование на полностью произвольной основе результатов муниципальных выборов в марте этого года, в ходе которых избиратели почему-то поддержали правящее большинство. Вы можете констатировать, что эта кампания направлена против всех компонентов левых сил: по давней традиции прежде всего набрасываются на коммунистов, а теперь был устроен поход и на муниципалитеты, управляемые левыми во главе с социалистами, например, в Дре или Драгиньяне, или управляемые левыми радикалами, как в Бастии. Во всех трех случаях законно избранные левые мэры были произвольным образом лишены своих мандатов и заменены правыми противниками, потерпевшими на выборах поражение!
ВОПРОС: На ваш взгляд, здесь имели место политические махинации?
ОТВЕТ: Здесь явно просматриваются политические махинации. Кстати, в прошлый четверг я прочел в газете "Матэн", что все эти махинации "подкрепят впечатление о том, что левые терпят поражение на выборах, что их поддерживает лишь меньшинство. Не к этому ли стремится оппозиция, и прежде всего Жак Ширак?" Это, разумеется, так.
Вы прекрасно понимаете, что в таких условиях мы стремимся прежде всего отразить яростное наступление правых, чтобы дать левым возможность продвигаться вперед. Именно это мы делаем в правительстве, в составе которого мы работаем и будем, разумеется, продолжать работать - на этот счет не может быть никакой "двусмысленности", пользуясь вашей формулировкой. Именно это мы делаем и в парламенте, где мы входим в состав большинства. Именно это мы делаем "в низах" по всей стране.
ВОПРОС: Можно ли говорить о своей твердой приверженности большинству тем, кто, как вы, не согласен с правительством по вопросам экономической и внешней политики? Разве подобный двойной подход не удивляет прежде всего членов вашей собственной партии?
ОТВЕТ: Но здесь нет никакого двойного подхода!
Как обстоят дела? Мы входим в состав правительства и действуем в составе правящего большинства в четко определенных рамках. Мы делаем это для того, чтобы проводить в жизнь политику, избранную француженками и французами, когда они избрали Франсуа Миттерана президентом Республики. Эта политика выражается в обязательствах, принятых совместно СП и ФКП в их правительственном соглашении от 23 июня 1981 года. Именно на этой основе мы и действуем.
Значит ли это, что нам придется, таким образом, делать мучительный выбор: либо безоговорочно поддерживать любое из принятых правительствам решений, либо перейти в оппозицию? Разумеется, нет! Для того, чтобы быть полностью лояльным и действенным, участие в правящем большинстве предполагает свободу всех составляющих его сил высказывать свои собственные оценки. Коммунисты и социалисты сохраняют совершенно оправданную "приверженность собственному лицу и основным позициям своих партий".
ВОПРОС: Однако ваши расхождения с правительством глубоки?
ОТВЕТ: Вы говорите, что мы не согласны с экономической и внешней политикой правительства. Это не точно. Известно, что мы высказывали оговорки по поводу ряда последних экономических мер правительства. Известно также, что мы не во всем согласны с президентом Республики в международном плане. Однако экономическая политика и внешняя политика Франции отнюдь не сводятся к этим камням преткновения. Мы же определяем свою позицию по их совокупности.
ВОПРОС: Разве тон ваших заявлений - то громогласный и решительный, то сдержанный - не свидетельствует о том, что за два года вы так и не уяснили себе как следует, выгодно ли вам участие в правительстве или нет?
ОТВЕТ: Прежде всего у меня нет впечатления, что я выступаю с какими-то громогласными заявлениями... Но я хотел бы сделать одно замечание. Вы задали мне уже много вопросов, но все они сводятся в конце концов к одному: не проводит ли коммунистическая партия непоследовательной политики? Плывет ли она по воле волн или знает, куда держит курс?
Я уже ответил на этот вопрос, охарактеризовав четкие политические рамки, в которых мы действуем, и подчеркнув нашу решимость строго следовать соглашению, определяющему правительственную политику левых сил.
За два года левые силы не сделали чуда. Перед ними стоит еще много нерешенных проблем, им еще нужно продвигаться вперед. Но то, что уже сделано, помогло облегчить жизнь трудящимся и их семьям, содействовало в некоторой степени улучшению того катастрофического положения в стране, которое было оставлено нам в наследство правыми.
ВОПРОС: Каков конкретный вклад министров-коммунистов в деятельность правительства как в их собственной области, так и в области политического курса в целом? Была бы политика правительства существенно иной, если бы их не было?
ОТВЕТ: Министры-коммунисты находятся в составе правительства для того, чтобы проводить в жизнь политику, избранную страной в 1981 году. Кроме того, в правительстве из 42 министров - лишь 4 коммуниста. В Национальном собрании насчитывается 40 депутатов-коммунистов, а Социалистическая партия сама по себе располагает абсолютным большинством.
С учетом всего этого достаточно рассмотреть меры, принятые в различных областях, находящихся в ведении министров- коммунистов, чтобы увидеть, что они вполне компетентно выполняют свои задачи. Кстати, общественность не обманывается на этот счет и воспринимает их как государственных деятелей. Что же касается решений, принимаемых правительством в целом, то я не в курсе дебатов в Совете министров, но мне кажется, что их вклад все считают ценным.
ВОПРОС: Похоже, что рядовые члены компартии испытывают серьезное недовольство курсом правительства. Вы могли констатировать это во время дискуссионного собрания в Иври. Нет ли здесь растущего разрыва между заявлениями руководства и настроениями рядовых коммунистов?
ОТВЕТ: Тут вы кое-что путаете.
Наш Центральный комитет решил начать широкую кампанию проведения дискуссионных собраний по всей стране. Все это предпринимается для того, чтобы разъяснить как теперешнюю ситуацию, так и перспективы на будущее. На этих собраниях проявляются настроения народа, а не только настроения коммунистов, даже если, что вполне понятно, большую часть участников таких собраний часто составляют члены нашей партии.
В тот вечер многие в Иври говорили - в 1981 году мы голосовали за левых, мы на них понадеялись, а сегодня мы обеспокоены, встревожены, недовольны. Слишком много проблем не находит решения: безработица, покупательная способность, условия труда, свободы действий Франции. Поскольку вы присутствовали там, вы могли также констатировать, что я призвал участников остерегаться одностороннего подхода, учитывать результаты двух лет правления левых и бороться за преодоление препятствий и решение возникающих проблем.