НЕ ТАК ДАВНО западногерманская газета "Вельт", принадлежащая небезызвестному господину Шпрингеру, вновь выступила с утверждениями, будто научно-техническое сотрудничество Восток- Запад несет односторонние выгоды Востоку и что без западной технологии экономика Советского Союза чуть ли не обречена на застой.
Оставим в стороне ветры политической конъюнктуры, традиционно наполняющие паруса этого и близких ему по духу изданий, и еще раз сформулируем простой вопрос: нужна ли СССР западная технология?
Конечно, нужна. У многих фирм промышленно развитых стран есть прекрасные разработки, и нужно быть недальновидными, чтобы не попытаться сторговать новинку (разумеется, на взаимовыгодных условиях).
Вместе с тем за рубежом хорошо известно, что СССР обладает высоким уровнем экономической и научно-технической обеспеченности.
Можно напомнить газете "Вельт" о событиях 25 - 30-летней давности, когда Запад в разгар "холодной войны" особенно строго соблюдал запреты на продажу СССР технологии и так называемых стратегических товаров. Именно тогда был создан советский реактивный лайнер Ту-104, которым открыто восхищались американские авиаконструкторы и летчики. Тогда же в Советском Союзе был запущен самый мощный в мире синхрофазотрон, построены первые в мире атомная электростанция и атомный ледокол, запущен первый спутник Земли. По технологии советских физиков (на знаменитых ныне установках "Токамак") мир ведет поиск путей к управляемой термоядерной реакции.
Быть первыми в таких достижениях человечества и... располагать отсталой технологией? Согласитесь, подобное несовместимо.
Значит ли это, однако, что на рубеже 80-х годов СССР способен все свои технологические трудности преодолеть самостоятельно? Ответить на этот вопрос утвердительно - значит погрешить против истины. Ни одна страна сегодня, да и в обозримом будущем, не в состоянии собственными силами решить на высшем мировом уровне все технологические проблемы. Но любую отдельно взятую проблему Советский Союз, как показывает опыт, всегда может решить без чьей-либо помощи.
Вот свежий пример. Считанные месяцы прошли с тех пор, как президент Рейган предпринимал попытки запретить своим западным партнерам поставки в СССР 25-мегаваттных газоперекачивающих агрегатов для экспортного газопровода. К чему привели эти очередные "технологические пассажи"? Ленинградское производственное объединение "Невский завод" построило аналогичную по мощности установку и уже оснастило ею одну из компрессорных станций на газовой магистрали, идущей из Сибири. Изготовление первой серии таких машин, способных перекачивать 46 млн. м"sup3"/sup" газа в сутки, уже началось, и скоро они займут свое место на советских газопроводах. То же самое можно сказать о замене запрещенных к поставке в СССР американских "Катерпиллеров" советскими трубоукладчиками аналогичных технических характеристик.
Достаточно высок авторитет нашей страны и на мировом рынке лицензий. За последние 20 лет Советский Союз продал их США вдвое больше, чем приобрел у них. В частности, американцы закупили у нас лицензии на подземную газификацию угля, систему испарительного охлаждения доменных печей, высокопроизводительную технику для сварки морских магистральных трубопроводов, способ электромагнитной разливки меди, технологию упрочения металлорежущих инструментов и многое другое.
В плане упомянутого соотношения (2:1) становится небезынтересной деталь, прозвучавшая в выступлении госсекретаря США Джорджа Шульца на его пресс-конференции в Пекине. Он отметил, что западные страны, обладающие передовой технологией, либо не хотят передавать ее другим странам, либо предоставляют эту технологию на строго определенных условиях.
Что ж, корни этой политики лежат неглубоко и хорошо просматриваются. Западные монополии, добившись заметного прогресса в тех или иных областях, часто стараются искусственно поддерживать созданный ими технологический разрыв. Что касается непосредственно Соединенных Штатов, то они нередко рассматривают технологию и как разменную монету в торговле за политические уступки. Но строить на этой основе взаимоотношения с СССР -страной, которая сегодня сама может предложить зарубежным партнерам полторы тысячи лицензий на современные высокоэффективные технологии и технические решения, - по меньшей мере недальновидно.