Не слишком ли часто в своей внешней политике Советский Союз идет на уступки Западу?
А. Зингер, Киев; И. Сперкач, Москва; Г. Пашковский, Мелитополь
На этот вопрос отвечает эксперт по вопросам разоружения В. ЛЬВОВ.
В УСЛОВИЯХ, когда под угрозой находится само выживание человечества, единственно оправданная политика состоит в том, чтобы максимально содействовать укреплению международной безопасности, ядерному разоружению и таким образом крепить собственную безопасность. Именно так мы и действуем.
За последнее время Советский Союз предпринял ряд крупных шагов, результатом которых явилась принципиальная договоренность с Соединенными Штатами о ликвидации сразу двух классов, ядерных вооружений с дальностью от 500 до 5500 км - РСД и ОТР в глобальном масштабе.
В октябре 1985 г. мы пошли на то, чтобы не включать ядерные силы Англии и Франции в формулу переговоров о ликвидации советских и американских РСД в Европе. Это была серьезная уступка, и нам нелегко было на нее пойти, так как хорошо известно, что эти силы - фактически составная часть натовского ядерного потенциала. Тем не менее такое решение было принято, чтобы сдвинуть процесс ядерного разоружения с мертвой точки. Как говорится, кто хочет разоружения - ищет пути, кто не хочет - ищет предлоги.
Своим решением мы лишили Соединенные Штаты главных аргументов, позволявших им уклоняться от достижения договоренности по РСД. При этом мы исходили из того, что в общем ядерном балансе между Востоком и Западом вооружения англичан и французов занимают относительно небольшое место и на данном этапе, когда этот баланс поддерживается на высоком уровне, их сохранение не меняет общей военно-стратегической картины и не ведет к подрыву нашей безопасности. В будущем, однако, прогресс в области разоружения, несомненно, приведет к ситуации, когда переговоры о ядерном разоружении станут немыслимыми без учета вооружений других ядерных держав, включая Англию и Францию.
В Рейкьявике, имея в виду стратегическую цель - содействовать освобождению Европы от ядерного оружия, мы предложили достичь договоренности о ликвидации ракет средней дальности на континенте на базе американского "нулевого варианта". Тем самым мы еще больше ограничили свободу маневра для противников разоружения, которым трудно было выступить против предложения, первоначально выдвинутого самим президентом Рейганом.
Наконец, в феврале с. г. мы согласились рассматривать проблему РСД вне связи с вопросами стратегических и космических вооружений. Конечно, нам бы хотелось добиться радикального и комплексного решения проблем ядерного разоружения. Как указывал М. С. Горбачев, Советский Союз готов отказаться от статуса ядерной державы при условии, что и другие поступят так же. Но если Запад к этому пока не готов, разумно ли отказываться сделать пусть ограниченный, но первый реальный шаг в области ядерного разоружения?
И здесь, как видим, мы руководствовались здравым смыслом, понимая, что проблема РСД не находится в прямой связи с вопросами наступательных и оборонительных стратегических вооружений, расцепить которые объективно не представляется возможным.
НАШЕ РЕШЕНИЕ отказаться от 100 боеголовок на ракетах СС-20 в Азии - это результат развития нашей позиции на переговорах и демонстрация доброй воли по отношению к странам региона. Нельзя назвать уступкой и допуск американских конгрессменов на Красноярскую РЛС - нам там нечего скрывать. Это сугубо добровольная акция, хотя хотелось бы рассчитывать на взаимность со стороны США.
Проявив гибкость, готовность учитывать интересы безопасности других стран, идти на разумные компромиссы, мы решили важную стратегическую задачу, продемонстрировав реальную возможность выхода из порочного круга гонки вооружений, возможность на деле приступить к ядерному разоружению. По нашей инициативе будут уничтожены не только РСД, но и оперативно - тактические ракеты. Впервые произойдет сокращение ядерных арсеналов на 2 тыс, боеголовок. Нашими действиями мы открыли дорогу к безъядерному миру и в своей политике будем неуклонно следовать этим путем.
Переговоры - процесс двусторонний. В свою очередь и американцы, например, согласились вывести размещенные, так сказать, "у ворот Москвы" высокоточные ракеты "Першинг-2", отказались от передислокации крылатых ракет на морские суда, пошли на целый ряд других уступок.
Уступки уступкам рознь. Мы выступаем с позиций "оборонительной стратегии" и "военной достаточности", о чем говорилось в статье М. С. Горбачева "Реальность и гарантии безопасного мира". Экспертами подсчитано, что 95% всех ядерных вооружений США и СССР можно ликвидировать, никак не нарушая стабильности. Но в то же время мы никогда не пойдем на уступки в ущерб нашей безопасности, интересам наших друзей и союзников, принципам социалистической внешней политики.