С 1 сентября 1983 года на всей территории Советского Союза введен в действие новый Указ Президиума Верховного Совета СССР "Об административной ответственности за нарушение правил дорожного движения". Более строгие меры ответственности, предусмотренные Указом, станут, естественно, поводом для наших идейных врагов поговорить об "ущемлении прав человека". Лам к этим "перевертышам" не привыкать. Скажем только, что цель Указа - обеспечить наибольшую безопасность и культуру дорожного движения и прежде всего сократить число человеческих жертв. Кстати, во многих странах Запада действуют довольно суровые меры ответственности за дорожные нарушения как водителей, так и пешеходов. Например, в Швеции за то, что оставлен включенным мотор, а дверца машины не прикрыта, следует штраф около 100 руб. в пересчете на наши деньги.
Прокомментировать новый Указ мы попросили начальника Главного Управления Госавтоинспекции МВД СССР, генерал- майора милиции В. А. ПИСКАРЕВА.
Все мы являемся свидетелями бурной автомобилизации страны. Сегодня 80 проц. всех народнохозяйственных грузов и 70 проц. пассажиров перевозят автомашины. В стране насчитывается более 25 млн. автомотовладельцев. Сложился мощный автодорожный комплекс, соответствующий новому этапу экономического развития страны. Нам предстоит создать необходимые условия для безопасной и динамичной работы этого комплекса. Здесь и строительство дорог, путепроводов и пешеходных переходов, и внедрение автоматизированных систем управления дорожным движением (АСУД). и создание более безопасных конструкций автомобилей и мотоциклов, ограничение скорости движения, активное использование ремней безопасности и т. д. Подчеркнем, что соблюдение только скоростных режимов движения транспорта позволило бы предотвратить десятки тысяч происшествий, сохранить жизнь и здоровье многим и многим людям.
То же самое можно сказать и о пешеходах, многие из которых слишком уж пренебрежительно относятся к собственной безопасности на улицах и дорогах и, как следствие этого, нередко становятся жертвами автомобильных аварий. Интересы безопасности на дорогах требуют улучшения воспитания всех участников движения.
До последнего времени административная ответственность за нарушение единых общесоюзных правил дорожного движения устанавливалась законодательствами союзных республик, имевших весьма существенные различия, которые касались как круга нарушений, так и характера самих санкций. Учитывая это, Основы законодательства Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях, принятые в октябре 1980 г., впервые отнесли установление административной ответственности за нарушение правил дорожного движения к ведению Союза ССР.
В марте этого года Политбюро ЦК КПСС рассмотрело и одобрило предложения о совершенствовании законодательства, направленного на укрепление дисциплины на транспорте, усиление борьбы с нарушениями правил дорожного движения, лучшее обеспечение безопасности перевозок людей и грузов, охраны прав и законных интересов граждан. Эти предложения нашли свою реализацию в новом Указе.
В новом законодательстве все нарушения систематизированы с учетом их общественной опасности и определены санкции, позволяющие учитывать характер и обстоятельства нарушения, личность нарушителя, увеличены размеры штрафных санкций за наиболее серьезные нарушения. Кроме того, повышена ответственность должностных лиц автотранспортных организаций, дорожных и коммунальных органов.
Суть нового законодательства направлена на борьбу с наиболее опасными и распространенными нарушениями правил движения и с теми, кто умышленно или неоднократно совершает их.
Одно из наиболее опасных нарушений - превышение скорости водителем, являющееся причиной каждого третьего дорожного происшествия. Исследования показывают, что при скорости 60 км/ч на 100 случаев приходится 30 пострадавших, а при скорости 120 км/ч - в 4 раза больше. Известно также, что наиболее безопасным является движение со скоростью, равной или близкой к средней скорости транспортного потока. Если скорость движения увеличить на 40 км/ч по отношению к средней, то вероятность дорожного происшествия возрастет в 10 раз.
За превышение скорости, неподчинение сигналам регулирования движения, несоблюдение требований дорожных знаков и разметки, правил обгона, маневрирования водитель может быть предупрежден или оштрафован в пределах 3- 10 руб. За повторное нарушение следует штраф от 5 до 20 руб. А если в течение года допущено более двух подобных нарушений, то придется уплатить от 20 до 50 руб. или лишиться водительских прав на полгода.
Опасным нарушением является управление транспортом в нетрезвом состоянии. Почти 30 проц. наиболее тяжелых автомобильных аварий совершается пьяными водителями. Поэтому и ответственность за такие нарушения будет строгой.
Административные комиссии исполкомов местных Советов могут наложить штраф от 10 до 100 руб. на должностных лиц за допуск к управлению транспортом водителя, находящегося в состоянии опьянения, или лиц, не имеющих водительских прав, а также за выпуск в рейс транспортных средств с неисправностями, не прошедших государственного технического осмотра.
На первый взгляд может показаться, что новый Указ ввел только повышенные меры наказания. Да, закон строг, но гуманен и справедлив. В ряде случаев он усиливает ответственность участников дорожного движения. Но это касается в основном злостных нарушителей, пренебрегающих интересами общества, систематически нарушающих правила движения, ставящих под угрозу жизнь и здоровье людей.
В то же время законодательство гарантирует защиту прав граждан, предоставляет им реальную возможность участвовать в рассмотрении материалов о дорожном происшествии, обжаловать решения должностных лиц.
Самая многочисленная категория участников движения - пешеходы, по вине которых совершается почти каждое четвертое происшествие на дорогах, а в Ташкенте, Риге, Мурманской и Львовской областях пешеходы являются виновниками более 40 проц. аварий. Законодательство повышает штрафные санкции по отношению к тем из них, кто не подчиняется правилам дорожного требования.
Новый Указ предполагает и совершенствование работы подразделений ГАИ и дорожно-патрульной службы, повышение четкости и оперативной их деятельности, В этом направлении осуществляются конкретные меры, в результате чего в 1982 году по сравнению с 1981 годом было сокращено количество дорожно-транспортных происшествий, число погибших и раненых. В первом полугодии 1983 года в дорожно-транспортных происшествиях погибло меньше людей, чем за тот же период 1982 года.
В 60 городах нашей страны внедрены 94 магистральные системы управления дорожным движением. В 9 городах, в том числе Баку, Ташкенте, Кемерове, сданы в эксплуатацию общегородские автоматизированные системы управления дорожным движением (АСУД). В настоящее время работы по созданию таких систем ведутся в 15 городах страны.
Сотрудники ГАИ сделают все от них зависящее, чтобы поддерживать высокий порядок и безопасность на дорогах.