Примерное время чтения: 5 минут
86

АМЕРИКА БЕЗ ГРИМА. ОПАСНЫЕ ДОРОГИ И СЛУЖБА БЕЗОПАСНОСТИ

Администрация Рейгана взяла курс на урезывание ассигнований на социальные нужды. Читал, что сокращены средства и на содержание Национальной администрации по безопасности движения.

Думаю, что не только мне, работнику ГАИ, интересно узнать подоплеку этого шага. Насколько сопоставимы дорожная полиция США и ГАИ СССР?

Р. Гайнуллин, старший госавтоинспектор, Самарканд.

ПРАВИЛА С БОЛЬШИМИ ИСКЛЮЧЕНИЯМИ

Проблема обеспечения безопасности дорожного движения в США - одна из самых острых. Можно ли говорить о том, что она успешно решается, если на дорогах Соединенных Штатов гибнет ежегодно около 50 тыс. человек? Разумеется, нет.

Сокращение средств на содержание Национальной администрации по безопасности дорожного движения вовсе не означает, что на дорогах стало меньше гибнуть людей. Причина в другом. Увеличение расходов на вооружение заставляет администрацию Рейгана искать пути экономии средств.

В Соединенных Штатах порядок деятельности и формирование подразделений дорожной полиции целиком находится в ведении штата; руководствуется она разными законами и правилами, и даже форма, которую носят ее сотрудники, во многом различается. На практике это создает серьезные препятствия для координации деятельности дорожной полиции страны, мешает осуществлению крупно, масштабных мероприятий.

Федеральные органы безопасности движения США пришли к выводу о необходимости ограничения скорости до 55 миль в час (88,5 км в час). Однако в большинстве штатов на это никак не отреагировали. Практически ограничения эти остались на бумаге.

В одних штатах система проведения технического осмотра автомототранспорта узаконена, в других - нет. Не во всех штатах полиция может принимать экзамены на право получения водительского удостоверения. Не определен и возрастной порог, по достижении которого можно держать такой экзамен: он колеблется от 12 до 18 лет. Сильно различаются в разных штатах и наказания, применяемые к нарушителям правил дорожного движения.

Но самое главное - в США нет центрального органа, способного обеспечить единую политику, направленность деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения в масштабе всей страны. Национальная администрация по безопасности движения и раньше не имела ни достаточных возможностей, ни властных полномочий для исполнения такой задачи. Теперь же, после сокращения средств на содержание, числен, кость этого ведомства резко уменьшилась и оно влачит поистине жалкое существование. Фактически его роль сводится к составлению разного рода справок, отчетов, к благим пожеланиям.

Федеральные органы безопасности движения приняли правовой акт об обязательном применении ремней безопасности. В большинстве штатов были приняты соответствующие законодательные акты. Однако это отнюдь не означает, что ремни безопасности применяются. Оказывается, ими совершенно не обязательно пристегиваться. Дело ограничивается тем, что они просто должны находиться в автомобиле.

ХОТЯ ФУНКЦИИ И СХОЖИ...

При всей сходности функций ГАИ СССР и дорожной полиции США есть у них и немало существенных различий.

ГАИ входит в систему органов внутренних дел на всех уровнях - Союза ССР, союзной и автономной республики, края, области, района, города. Это позволяет гибко сочетать общегосударственные задачи и интересы с местными особенностями.

Одна из функций Госавтоинспекции - дача заключений по конструкции автомототранспортных средств в части соблюдения требований безопасности движения. Это означает, что ни один автомобиль, мотоцикл, прицеп новой марки не будет запущен в серию, пока конструкцию тщательно не исследуют специалисты ГАИ.

Подобных полномочий у дорожной полиции США нет. Такой контроль мог бы стеснить какой-нибудь автомобильный концерн. "Поэтому нет ничего удивительного в тех фактах, которые привела в своем докладе вашингтонская общественная организация - Центр за безопасность на автотранспорте.

Свыше 1000 человек получили увечья и 77 погибли в происшедших за последние четыре года 3500 авариях из-за дефекта коробки передач автомобилей, выпускаемых корпорацией "Форд моторе". Такое может случиться, по словам доклада, с любой из 23 млн. автомашин, выпущенных "Фордом" с 1966 г. по начало 80-х годов.

В нашей стране обеспечение безопасности движения стало одной из важнейших общегосударственных задач. У нас создана общегосударственная система обеспечения безопасности дорожного движения. Она тесно связана с деятельностью многих ведомств и организаций.

Например, в Минавтодоре, Минавтотрансе и других министерствах создаются ведомственные службы безопасности движения, обеспечивающие выполнение этой задачи на подведомственных им предприятиях. Это позволяет вести широкую профилактическую работу по предупреждению аварий на дорогах.

В случае дорожно-транспортного происшествия исследуются все его причины. Это позволяет объективно установить виновного, привлечь его к административной или уголовной ответственности.

Дорожная полиция США своеобразно реагирует на наиболее серьезные дорожно-транспортные происшествия, связанные с человеческими жертвами. Расследование, судебная процедура построены довольно сложно. Разобраться во всех подробностях человеку неискушенному просто невозможно. Может помочь только юрист, которого привлекают уже при первых контактах с дорожной полицией. Но помощь квалифицированного адвоката может оплатить далеко не каждый. Практикуется внесение крупного денежного залога, что дает возможность даже виновному остаться на свободе. Широко в решении суда применяется альтернатива, когда приговор предусматривает либо крупный штраф, либо лишение свободы.

До прихода к власти администрации Рейгана США и Советский Союз довольно оживленно обменивались опытом в области обеспечения безопасности дорожного движения. Такое сотрудничество приносило пользу обеим сторонам.

В последние годы такие взаимовыгодные контакты почти полностью заморожены. Их возобновление и укрепление зависит от общего состояния советско-американских отношений.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно