ЧИСЛО автомобилей в стране растет с каждым днем. О том, какие проблемы приходится в связи с этим решать, рассказывает начальник Главного управления Госавтоинспекции МВД России генерал-майор милиции Виктор КИРЬЯНОВ.
- ВИКТОР Николаевич, сколько автомобилей колесит по дорогам страны?
- У нас зарегистрировано более 33 млн. транспортных средств. Прибавьте сюда транзитников...
- От такого количества железа на колесах немало и пострадавших?
- В прошлом году в ДТП погибли свыше 33 тысяч человек. Число погибших в расчете на 100 тысяч жителей в России составляет 20,3. В Европе эта цифра колеблется от 6 в Великобритании до 13-15 в Австрии, Венгрии и Франции. Число погибших в расчете на 10 тысяч транспортных средств тоже значительно: Россия - 9,4; Великобритания - 1,3; Франция - 2,3.
- Сколько при этом гаишников приходится на 1 тыс. автомобилей?
- Госавтоинспекция насчитывает в своих рядах более 100 тысяч сотрудников, из них конкретно осуществляют надзор за движением около 65 тысяч сотрудников дорожно-патрульной службы. Число жителей в расчете на 1 сотрудника ДПС в России составляет 2200 человек. А, например, в Канаде и Израиле на одного дорожного полицейского приходится 3500-3800 жителей.
Пора думать о престиже
- В ГАИ разрешена коммерческая деятельность? На каком основании машины ДПС сопровождают машины богатых "шишек"?
- Законы и иные нормативные акты не запрещают нам осуществлять сопровождение транспортных средств. Это допускается в том числе и на договорной основе. Полученные средства используются на укрепление материально-технической базы Госавтоинспекции.
Что касается сопровождения богатых "шишек", то, если у вас есть конкретные факты, дайте их нам. Мы разберемся и примем соответствующие меры. Но не путайте их с лицами, отнесенными законом к объектам государственной охраны. Исключите и случаи физической охраны лиц подразделениями вневедомственной охраны. Ее патрульный транспорт имеет аналогичную окраску.
- Не позавидуешь вашему назначению на должность. Ваше ведомство в среде водителей считается одним из самых коррупционных. Причем в отличие от других "коррупционных ведомств" - не сверху, а снизу.
- Вы все время втягиваете меня в какую-то грязь: взятки, коррупция, "коррупционные ведомства"... И почему вы называете ГАИ "одной из самых"? По-моему, в каждом ведомстве мздоимцев хватает. Здесь ответ только один: никакие аргументы не могут оправдать взятки и крохоборство. С этим злом надо бороться бескомпромиссно. И эта работа нами ведется постоянно. Только в прошлом году контрольно-профилактическими подразделениями Госавтоинспекции было проведено около 12 тыс. спецмероприятий, по результатам которых из органов внутренних дел уволены 600 сотрудников за нарушения законности и служебной дисциплины. В текущем году с погонами расстались 300 сотрудников.
- Что дало взыскание штрафов не в руки инспектора, а через суд?
- Вспомните, мы же и инициировали систему взыскания штрафов не через руки инспектора, а через сберкассу. Думаю, это пошло только на пользу. Вот если бы еще сами водители не провоцировали эти взятки - все заканчивалось бы, как и положено, составлением протокола.
Кстати, в продолжение темы штрафов. Сегодня из-за отсутствия правового механизма исполнения постановлений по уплате штрафов сложилась практика уклонения лиц, привлеченных к административной ответственности. В результате взыскание штрафов в настоящий момент составляет лишь 20%, в то время как в 1998 г. эта цифра равнялась 98%. Другими словами - почти 80% нарушителей избежали наказания! В жизни это выглядит так: инспектор выписывает постановление водителю-нарушителю, а тот буквально на глазах рвет его на мелкие кусочки и без зазрения совести едет дальше. О какой дисциплине, самосознании может быть речь?
- Вы думаете о престиже профессии? Вопрос не праздный. Дорожные полицейские Франции, США, Германии имеют такую форму, брать взятки в которой просто неприлично. У нас - только фуражки у ментов появились неплохие. Остальное - смех! Штаны висят, ботинки гармошкой.
- Сегодня мы переводим по всей стране инспекторский состав на офицерские должности. А это предполагает прежде всего наличие высшего образования, расширение общего кругозора сотрудника, повышение его культурного уровня, профессионализма и т. д. Задача региональных властей - помочь оснастить службу соответствующей спецтехникой, автотранспортом, приборами видеофиксации нарушений и пр.
Немаловажным является и внешний вид сотрудника, его форменная одежда. Спрашивается, кто сказал, что инспектор должен быть дешево одет? Не надо экономить на инспекторе!
- Большинство смертельных случаев в результате ДТП можно было бы предотвратить. Раненые истекают кровью и умирают до операционного стола.
- Это очень существенная проблема. Сорок процентов от всех погибших в ДТП умирают на месте происшествия. Тяжесть последствий ДТП на федеральных дорогах (20 погибших на 100 пострадавших) вдвое выше, чем в городах. К сожалению, мероприятия по созданию на федеральных дорогах сети информационно-диспетчерской службы решаются медленно. А надо как можно быстрее. Пока же информацию о ДТП мы получаем от попутного транспорта. Покореженные машины после аварии растаскиваем с помощью свистка и жезла, остановив проходящий автокран или тягач.
- Вы входите в структуру МВД. А там дел и без вас хватает. Вы ощущаете на себе внимание Б. Грызлова?
- Как человек государственный, министр знает все проблемы Госавтоинспекции. Во многих мероприятиях он принимает личное участие, несмотря на всю загруженность работой по другим направлениям МВД. 1 сентября министр присутствовал на первом праздничном уроке первоклашек. Записал в школьном радиоузле обращение, которое прозвучало в каждом классе.
Действительно, сегодня безопасность наших детей, в том числе и предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма, борьба с беспризорностью - наше общее дело. И министр четко поставил перед нами эти задачи. Их реализацией стало и открытие нового здания Госавтоинспекции в Люберецком районе Московской области, на котором он присутствовал. Принцип "одного окна", отсутствие очередей, нервотрепки при обращении граждан в Госавтоинспекцию - таким должен быть стиль работы всех подразделений ГАИ.
Вот вы спрашивали о престиже профессии. Сейчас в правительстве идет работа над проектом общенациональной программы "Укрепление семьи - социальная перспектива долгосрочного развития России". Инициатор этой программы Борис Грызлов предлагает ряд кардинальных мер по восстановлению утраченных семейных ценностей. Прежде всего довести за четыре года минимальную зарплату до 15 тыс. руб., развивать ипотечное кредитование под жилищное строительство и т. д. Разве это не забота и о нашем инспекторе тоже? Самодостаточный, уверенный в себе сотрудник вряд ли пойдет на сделку с совестью.
Больше карать?
- ВОТ уже год действует новая система наказания нарушителей. Оправдала она себя или нет?
- Сегодня весь мир борется с негативными последствиями автомобилизации. Недаром свыше 30 стран мира инициируют рассмотрение вопроса о "глобальном кризисе в области обеспечения безопасности дорожного движения" на очередной 58-й сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций. И в зарубежных странах эта борьба ведется весьма радикальными методами.
Например, в Японии лишиться водительского удостоверения можно практически за любое нарушение правил. Во Франции и Германии практикуется система штрафных баллов. Превышение предусмотренного законодательством максимального количества баллов также влечет за собой лишение прав. Правда, сроки везде разные. А в Норвегии и Дании власти могут лишить водительских прав пожизненно.
Считаю, что и нам необходимо усилить административную ответственность за такие грубые нарушения, как управление транспортом в нетрезвом состоянии, проезд на запрещающий сигнал светофора, нарушение правил обгона и маневрирования, нарушение правил перевозки людей и т. д. И здесь важно понять, что это надо не Госавтоинспекции, мы никаких дивидендов от штрафов не имеем. Это надо всем нам.
Смотрите также: