Г. ПОРЫВАЙ, начальник Главного управления жилищного хозяйства Моссовета
БУРЖУАЗНЫЕ ПРОПАГАНДИСТЫ, силясь доказать мнимые преимущества капитализма, часто приводят в пример высокое качество строительства жилых домов в капиталистических странах, свободную продажу квартир, отсутствие очереди на их получение. Однако при этом умалчивается о том, что жилье это очень дорогое, оно не по карману трудящимся. Мне приходилось видеть в Стокгольме жилые микрорайоны, построенные по последнему слову техники. Качество квартир, их оборудование, действительно, заслуживают высокой оценки. И в то же время большая часть их пустовала из-за непомерно высокой стоимости. По различным статистическим данным, имеющимся в печати, удельный вес стоимости жилья в капиталистических странах составляет около 40 проц. бюджета семьи. Там жилище - дополнительное средство эксплуатации трудящихся.
Жилищный фонд в Советском Союзе является одной из важных составляющих уровня благосостояния населения. Это можно показать хотя бы на примере стоимости жилья. Меньше четверти стоимости жилья покрывается квартиросъемщиками, остальные расходы берет на себя государство. Большую часть стоимости коммунальных услуг также оплачивает государство. Вот пример: себестоимость 1000 ккал центрального отопления - около 3 руб., а мы платим лишь половину.
Мы уже привыкли к тому, что почти везде у нас в домах тепло, вода, электроэнергия. Иногда даже считать перестаем расход этих ресурсов. Ведь не случайно сняли газовые счетчики в квартирах, не стремимся устанавливать водомеры - потому что стоимость этих приборов значительно выше стоимости газа или воды: кубометр воды стоит для населения - 4 коп., хотя его себестоимость намного больше. А расход воды только, например, в Москве централизованно на одного жителя составляет 600 л/сут., в то время как в Вене - 317. Лондоне- 286, Афинах - 160 литров в сутки.
Кому случалось бывать в Стокгольме, Хельсинки, Западном Берлине и других капиталистических городах, тот обратил, наверное, внимание на устойчивый угарный запах угольных газов. Около 60 проц. квартир там отапливается углем, для чего в каждой комнате квартиры установлена печь. Жители сами покупают уголь и, конечно, знают его высокую цену. Очень дороги на Западе топливный мазут и газ. Известно, например, что в Лондоне, Стокгольме и других городах по этой причине зимой отапливают не все комнаты в квартире. Остальные как бы консервируют.
Часто нам говорят: на Западе, мол, можно приобрести любой строительный материал очень высокого качества - вот-де преимущество частного предпринимательства.
Верно, многие стройматериалы, которые и мне приходилось видеть, например, в Стокгольме, весьма качественны. Но вот одна деталь: средняя стоимость облицовочной глазурованной плитки - 1 руб. за штуку в переводе на советские деньги. Подсчитаем стоимость облицовки 1 м"sup"2"/sup" стены: получится около 100 рублей.
Можем ли мы на нашем сырье и при нашей технологии выпускать такие материалы и тем самым повысить качество строительства? Практика показывает, что можем. Но, однако, качество строительства вызывает еще много нареканий. Есть еще ряд серьезных вопросов, которые надо решить - и в части организации строительства и в улучшении технологии изготовления материалов.
Вместе с тем уже сегодня во многих случаях качество наших домов не уступает тем, которые строятся на Западе. При этом в Советском Союзе жилищная проблема решается не во имя наживы имущих, а с целью всемерного повышения благосостояния трудящихся.
В 1981 г. Верховным Советом СССР приняты Основы жилищного законодательства СССР и союзных республик, которые впервые в мировой практике определили правовые положения граждан и советских органов в части обеспеченности жильем и его сохранности. Главное назначение Закона - защита прав граждан на пользование жилым помещением, осуществление гарантий этих прав, а также защита прав и интересов государственных организаций, предприятий, учреждений в осуществлении возложенных на них задач по управлению, эксплуатации, сохранности жилищного фонда.
Необходимо отметить, что и до принятия Основ жилищного законодательства СССР и союзных республик в стране издавались соответствующие нормативные документы по жилищным вопросам. Но они часто не имели законодательной силы, носили ведомственный характер, а поэтому порой противоречиво трактовали одни и те же вопросы.
Впервые на уровне государства устанавливается норма жилой площади в размере не менее 9 м"sup"2"/sup" на одного человека.
Устанавливается неприкосновенность жилья, а также правовые основы решения различных споров. Четко определены случаи, дающие право на расторжение договора найма жилого помещения (перечень их резко ограничен). Это прежде всего случаи незаконного получения ордеров. Кстати, невнесение квартирной платы теперь не является основанием для расторжения договора найма жилищного помещения. И в этом - еще одно проявление высокой гуманности нашего строя. Ведь мы знаем, что на Западе основной мотив выселения трудящихся из жилого помещения - неуплата взноса за пользование им.
Известны многие примеры из практики западного домовладения, когда жителей здания, подлежащего сносу в связи с продажей земельных участков, выбрасывают на улицу без каких-либо гарантий на обеспечение жильем.
Основы жилищного законодательства СССР и союзных республик гарантируют советским гражданам предоставление другого благоустроенного жилья по установленным нормам в случае необходимого по каким-либо причинам сноса здания.
Осуществление ремонта и технического обслуживания жилищного фонда Законом возложено на жилищно-эксплуатационные и ремонтно-строительные организации местных Советов. Основами жилищного законодательства определена ответственность этих организаций за случаи бесхозяйственного использования и содержания жилищного фонда.
Профессиональные союзы, другие общественные организации, а также граждане в соответствии с новым Законом участвуют в управлении государственным и общественным жилищным фондом и в обеспечении его сохранности.
Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, установление очередности на получение жилой площади, а также ее распределение в домах государственного и общественного жилищного фонда осуществляется под общественным контролем и с соблюдением гласности. На своем недавнем заседании Президиум Верховного Совета СССР предложил Советам народных депутатов навести должный порядок в учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в распределении жилой площади; неукоснительно соблюдать при этом требование законодательства, принимать во внимание мнение трудовых коллективов и профкомов, учитывать трудовой вклад работника. Таким образом, предстоит большая и принципиальная работа по осуществлению действующего законодательства.