НА ОБЛОЖКЕ ОДНОГО из номеров журнала "Америка" анонс: "Американцы и их автомобили". Этой теме отведена почти треть номера. Вероятно, она заслуживает того - ведь роль автомобиля в жизни американцев действительно велика. Сегодня в США насчитывается около 150 млн. автомашин, из которых 115 млн. - легковые. Автомобильная промышленность дает работу почти каждому пятому трудоспособному американцу и создает пятую часть валового национального продукта страны. Автомобили поедают почти 40 проц. нефти, потребляемой США.
Одним словом, американцам есть что рассказать советскому читателю по данной проблеме. Но вместо серьезного, интересного разговора получился обыкновенный рекламный ролик, где в идиллических тонах, с помощью броских фотографий повествуется о "романе американца с автомобилем". Естественно, ни слова не говорится о том, что этот "роман" не что иное, как вынужденный альянс. Сообщая, что 83 проц. семей, в том числе и семьи безработных, владеют автомобилем, журнал пытается создать впечатление массового благополучия американцев.
Поскольку в нашей стране наличие машины в частном пользовании свидетельствует о достаточно высоком уровне жизни той или иной семьи, перенесение этого представления на американские реалии может создать у советского читателя ошибочное впечатление, будто 83 проц. семей США имеют большие доходы и ни в чем не нуждаются. На это и рассчитывает журнал "Америка".
ПОЧЕМУ АМЕРИКАНЕЦ ПОКУПАЕТ МАШИНУ
"На самом деле наличие автомобиля, - пишет корреспондент газеты Компартии США "Дейли уорлд" Майк Давидоу, - далеко не показатель уровня жизни в Америке. В результате специфики развития страны простейший автомобиль стал предметом ширпотреба. Если человеку, потерявшему работу, автомобиль не по карману, он рискует навсегда остаться без работы. Ведь общественный транспорт развит плохо и стоит дорого. А во многих городах его нет".
Ярким примером тому является один из крупнейших промышленных городов Америки Лос-Анджелес, где рейсового автобуса можно прождать полдня, да и то напрасно. Жители города даже сложили анекдот о человеке, который так долго простоял на автобусной остановке, что успел превратиться в скелет. Дурной славой пользуется и американская "подземка". Мало того, что метро в городах США находится в плохом состоянии, оно стало местом участившихся краж и других преступлений. Поэтому услугами общественного транспорта пользуются сегодня лишь 5 - 8 проц. жителей США.
Таким образом, автомобиль для большинства американцев стал необходимым и незаменимым средством передвижения, которое обходится им довольно дорого. Порой содержание простейшей машины требует больше половины зарплаты трудящегося, заставляет его экономить на еде, отказываться от покупки необходимых вещей. Даже журнал "Америка" устами одной жительницы Питтсбурга признает, что автомобиль является "механическим монстром, которого надо как следует кормить и содержать".
Автомобиль буквально закабаляет американца, требуя от него денег, мыслей, забот. Известно, что основная масса машин, выпускаемых в Соединенных Штатах, неэкономична, расходует много топлива, а цены на бензин возросли за последние 8 лет в 5 раз. Много средств забирают и автосервис, и пользование автостоянкой, и страхование машины.
Кроме того, доступный простому американцу автомобиль служит недолго, а его ремонт так дорог, что целесообразнее купить новый. "Машину специально лепят так, чтобы она года через 3 развалилась на куски. - Как раз к тому времени, когда наконец внесешь последний взнос за нее. А что было бы с автомобильной промышленностью, если бы машины служили лет 10 - 15? - Застой, беда", - говорит работник одного из заводов Форда Билл Виттик в беседе с советским журналистом. То же самое признает и бывший вице- президент компании "Дженерал моторз" в книге "Взгляд на "Дженерал моторз" изнутри": "Главное для предпринимателя - убедить трудящегося в необходимости, расплатившись за купленную в рассрочку машину, тут же возобновить платежи. Пора ему влезать в новую петлю...". Итак, американец меняет старый автомобиль на новый, вместе с которым приобретает новые долги, новые самоограничения, новые хлопоты. Автомобильные компании же становятся обладателями новых барышей, исчисляемых миллиардами долларов.
НЕТИПИЧНЫЕ "ТИПИЧНЫЕ" АМЕРИКАНЦЫ
Большинство фотоочерков рассматриваемого номера "Америки" посвящено проблеме покупки автомобиля, замены старой машины на новую. Однако для представленных нам героев приобретение новых авто - вовсе не проблема, скорее средство самоутверждения, проявление снобизма. Одну дорогостоящую модель они меняют на другую и руководствуются при покупке не целесообразностью, а стремлением заиметь такую марку, которой нет ни у соседей, ни у друзей.
Познакомимся с героями первого очерка - молодой супружеской парой из Чикаго Гретхен и Биллом Стелцер. Машина, как пишет журнал, "обошлась им в копеечку", да к тому же она неэкономична (18 л. бензина на 100 км пробега, вдвое больше, чем тратят малогабаритные машины). Но это не слишком заботит Стелцеров. "Цвет, форма, стиль - вот что важно для нас. Если бы нам нужна была более экономичная машина, то "Корвет" мы бы, конечно, не купили", - поясняет Билл. Автомобиль служит Стелцерам лишь для недальних поездок по городу. Гретхен и Биллу нравится ловить восхищенные взгляды прохожих, с завистью смотрящих вслед их серебристому "Корвету". Для длительных поездок молодые супруги свой автомобиль не используют, предпочитая летать самолетом и брать напрокат другую машину.
Журнал "Америка" забыл уточнить, что такую роскошь - иметь машину как средство "пустить пыль в глаза" - могут позволить себе лишь немногие. Билл, например, является владельцем собственного рекламного агентства, его жена работает в одной из известных рекламных фирм Чикаго.
В другом очерке рассказывается о семействе О' Бройен, живущих в Арваде (штат Колорадо). Отец подарил двум сыновьям, семнадцати- и восемнадцатилетним Питу и Тому, по красной машине марок "Меркюри-Комет" и "Меркюри-Капри", которыми они пользуются для поездок на занятия и вечеринки. Кстати, на снимке юные автомобилисты засняты на фоне дорогостоящего собственного коттеджа. Семье О' Бройен по плечу такие расходы, ведь глава семейства - обладатель довольно крупной компании по обслуживанию и бурению артезианских колодцев.
Являются ли герои рекламных очерков "Америки" типичными американцами, коими стремится их представить журнал? Если следовать логике "Америки", по которой "типичным" является всякий, кто владеет автомобилем, - то да. Если отнестись к вопросу серьезно, ответить можно только отрицательно. Совершенно очевидно, что социально-экономическое положение Стелцеров и О' Бройенов гораздо выше среднего уровня. И стремление журнала втиснуть их в одну социально-экономическую категорию с большинством американцев (в том числе и безработными), объединив общим показателем - 83 проц. владеющих автомобилем, - не что иное, как пропагандистская уловка. Уж очень хочет журнал "Америка", чтобы позавидовал советский читатель "типичному" американцу.
О ЧЕМ УМОЛЧАЛ ЖУРНАЛ "АМЕРИКА"
Автомобильная столица США Детройт объявлена "районом чрезвычайного бедствия". В городе зарегистрирован самый высокий в стране уровень безработицы, стремительно растет число бездомных и голодающих. Лишь за последние 2 года количество семей, оказавшихся в плачевном состоянии, возросло в 5 раз и положение продолжает ухудшаться. Эти данные приведены в недавнем докладе сенатора Э. Кеннеди, представленном конгрессу. Они вскрывают правду о состоянии автомобильной промышленности в стране, демонстрируют, какой нескончаемой трагедией оборачивается для миллионов простых американцев нашумевший "автомобильный рай".
Автомобильная отрасль периодически испытывает кризисные явления с начала 70-х годов, когда многие отечественные монополии не захотели перестраивать свое производство на выпуск менее емких, экономичных и доступных по цене малолитражек, пользующихся повышенным спросом у покупателей. Ими руководило прежде всего чувство наживы, ведь продажа одной крупномасштабной машины приносит компании больший доход, чем сбыт 2 - 3 малогабаритных автомобилей. Вот что пишет по этому поводу непосредственный представитель автомобильного бизнеса, бывший вице- президент "Дженерал моторз": "Нежелание переходить к выпуску небольших автомобилей вопреки интересам широкой публики и экономики страны объясняется огромными прибылями от производства больших машин".
"Упрямство" американского автобизнеса привело к тому, что в США ринулся поток компактных автомобилей из Японии и стран Западной Европы. Импортные машины, чья доля в 1963 г. не превышала и 5 проц., в 1982 г, захватили примерно 33 проц. американского рынка. "Монополия американского автомобиля рухнула, - заявил один из автомобильных бизнесменов, Марвин Раньон, - воцарилось соревнование". Оказалось, что японские машины даже после уплаты пошлины обходятся американскому покупателю дешевле да, кроме того, являются более надежными. (По некоторым подсчетам, почти половина произведенных в США автомобилей имеет производственные дефекты.) В результате каждый третий автомобилист в США покупает импортную машину.
Выиграют ли американские машины конкуренцию с японской автомобильной продукцией, покажет будущее. А пока в отчаянном проигрыше оказались лишенные работы американские рабочие и их семьи, вынужденные расплачиваться за просчеты автомобильных королей, за весь намеренно сверхавтомобилизированный уклад жизни современной Америки, где машина превратилась из обычного транспортного средства, подчиненного человеку, в "монстра", доминирующего над ним.
ОБОРОТНАЯ СТОРОНА "АВТОМОБИЛЬНОГО РАЯ"
Итак, автомобиль, порождение научно-технического прогресса, глубоко внедрился в жизнь американца, стал неотъемлемым атрибутом его быта. Безусловно, столь развитая автомобилизация является показателем высокой ступени экономического развития страны. Однако в условиях капитализма даже такое прогрессивное явление, как рост научно-технической революции, имеет свою оборотную сторону, тяжело сказывающуюся на положении миллионов трудящихся.
Кумир современного американского общества - автомобиль - в периоды кризиса оборачивается проклятием для многих рабочих, выбрасывает их на улицу, обрекает на полуголодное существование.
"Роман американца с автомобилем", о котором с таким упоением пишет журнал "Америка", проявляется и в других своих уродливых формах. Автомобилизация вынуждает американца постоянно быть должником; не успев расплатиться за одну машину, он покупает в кредит другую. Незаметно превращается в раба своей собственной машины.
В последнее время американцы все чаще признают, что совсем перестали общаться - вся жизнь проходит в индивидуальном авто. В лучшем случае рядом сидит кто-нибудь из членов семьи. Таким образом, автомобиль невольно явился стимулом развития американского индивидуализма, равнодушия и безразличия к окружающим.
Наличие колоссального количества машин приводит к загрязнению атмосферы - на долю индивидуального транспорта приходится 40 проц. объема загрязнения воздуха в стране. Выбрасываемые автомашинами в большом количестве окись углерода, двуокись серы и свинец являются причиной густого смога в крупных городах США.
В связи с повальной автомобилизацией в американском обществе произошло даже смещение некоторых основополагающих понятий и ценностей. К человеку в США относятся так, как того "заслуживает" марка его автомобиля. Американец, ищущий работу, не может рассчитывать на приличное место, если приехал на старом, плохоньком авто. В магазине, кафе, отеле жителя США обслужат в соответствии со стоимостью и внешним видом его машины.
Словом, к американцу можно применить чуть перефразированную пословицу: "Покажи, каков твой автомобиль, и я скажу тебе, кто ты".