Примерное время чтения: 7 минут
102

О ЧЕМ УМАЛЧИВАЮТ "РАДИОГОЛОСА". "Черный список" ЮСИА

ФОТОГРАФИИ ГЭРИ ХАРТА - сенатора от штата Колорадо - не сходят с первых страниц американских газет. И дело не только в том, что он неожиданно для многих стал одним из лидеров среди демократов в борьбе за президентское кресло. Как стало известно, Гэри Харт оказался одним из первых и в... "черном списке" Информационного агентства США (ЮСИА) как "идеологически неблагонадежное лицо".

В феврале этого года в американскую печать просочились сведения о том, что ЮСИА, возглавляемое близким другом президента Рейгана и одним из организаторов его предвыборной кампании 1980 года миллионером Чарльзом Уиком, завело список на 84 известных американских журналиста, многих видных политических деятелей и экономистов.

Согласно рекомендациям ЮСИА, госдепартамент США не должен был выдавать этим людям виз для лекторских поездок за рубеж. Дело в том, что каждый год агентство организует до 500 таких лекций. В задачу посланцев Вашингтона ходила пропаганда "достижений" нынешнего хозяина Белого дома и его команды в области внешней и внутренней политики. Так, размещение в Западной Европе "Першингов" и крылатых ракет нужно было преподносить как акцию по укреплению мира. Срыв переговоров в Женеве - как результат мудрости и дальновидности американских политиков. Ну а драконовское сокращение социальных программ в США необходимо было представить как проявление заботы о беднейших слоях населения страны.

Рекламировать подобные "достижения", разумеется не каждому под силу. Так вот - тех, кто имел и высказывал вслух сомнения в способности республиканской администрации проводить дома и за рубежом разумную политику, ЮСИА и занесло в свой "черный список".

Он выглядит внушительно. Совсем как американский ежегодный справочник "Кто есть кто?" Чести состоять в нем были удостоены, помимо сенатора Харта, такие люди, как популярный телекомментатор Ултер Кронкайт, его коллега из Эй-би-си Дэвид Бринкли, комментатор "Нью-Йорк таймс" Том Уикер, один из ведущих экономистов Джон Кеннет Гэлбрейт, бывший директор ЦРУ адмирал Отэнсфилд Тернер, бывший министр обороны Джеймс Шлесингер и многие другие.

Если бы в "черном списке" ЮСИА оказались представители Компартии США или видные деятели различных общественных и антивоенных организаций, на это мало кто обратил бы внимание - эти американцы давно уже на особом учете в ЦРУ и ФБР. Но тут ситуация иная. Раз в числе "неблагонадежных" официальное правительственное учреждение, каким является ЮСИА, держит таких весьма "умеренных", как Кронкайт и Гэлбрейт, бывших директора ЦРУ и министра обороны, то кто же тогда застрахован от шельмования? Печать подняла шум.

ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ событий напоминает политический детектив, в котором в нарушение жанра преступник торжествует, а закон пасует. Боясь разоблачения, сотрудники ЮСИА уничтожили "черный список" и большинство относящихся к нему документов. Между тем федеральный закон гласит, что лицо, которое "намеренно и незаконно скрывает" утаивает, искажает, изменяет или уничтожает правительственную запись или документ", подлежит тюремному заключению сроком до 3 лет и облагается штрафом в 2000 долларов.

Иными словами, будучи правительственными чиновниками, сотрудники ЮСИА не имели права уничтожать ни списка, ни связанных с ним документальных записей. Факт нарушения закона вскрылся в конце прошлого месяца, когда сенатская комиссия по иностранным делам назначила слушания в связи с утверждением Лесли Ленкопски на пост заместителя директора ЮСИА. Слушания пришлось отложить, так как комиссия была вынуждена начать расследование. На повестке дня два ключевых вопроса: кто приказал завести "черный список" и кто отдал распоряжение "спрятать концы в воду".

В итоге выяснилось, что Чарльз Уик якобы ни при чем. Он будто бы и не ведал о противозаконных действиях своих подчиненных. Вину за уничтожение списка и документов взяли на себя генеральный советник ЮСИА Томас Харвей и Лесли Ленковски. Свои действия они объяснили просто. Документы, мол, были уничтожены для того, чтобы предотвратить повторение противозаконных действий в будущем.

В этой связи стоит напомнить, что уничтожение помощниками Ричарда Никсона части магнитофонных записей лишь подлило масла в огонь Уотергейтского скандала в 1974 г. и ускорило падение его кабинета. Федеральный закон США не делает различий между пленками и иными правительственными документами. Это во-первых. А во- вторых, трудно поверить в "невиновность" Чарльза Уика, ведь по части закона у него уже давно "рыльце в пушку".

Напомним, что в начале этого года с помощью администрации было замято дело о нарушении Ч. Уиком закона штата Флорида, запрещающего записывать телефонные разговоры не ставя собеседника в известность. Находясь марте 1983 г. в отеле "Брейкерз" в городе Палм-Бич, штат Флорида, он дважды записал на пленку телефонные разговоры с руководителем штата сотрудников Белого дома Дж. Бейкером. По закону штата Уику грозило заключение сроком до 5 лет и штраф штраф в 5000 долларов. Тем не менее Уик вышел сухим из воды, хотя, как выяснилось, он свыше 2 лет тайно записывал на пленку все свои телефонные разговоры.

ПУБЛИЧНОЕ РАЗБИРАТЕЛЬСТВО "проделок" шефа американской пропаганды, в чьем ведении находится и "Голос Америки", конечно же, не входит в планы администрации. В год президентских выборов оно, несомненно, бросило бы тень и на самого Рональда Рейгана, который неоднократно выражал "полное доверие" своему другу. Представители администрации сильно опасаются также, что публичное расследование противозаконных действий Ч. Уика пробудило бы новый интерес общественности к "таинственному" исчезновению из лагеря Картера важных документов, которыми Р. Рейган воспользовался во время телевизионных дебатов в 1980 году.

Тогда вряд ли обошлось без Ч. Уика, который, как уже отмечалось, был главным организатором предвыборной кампании нынешнего президента. 23 февраля министерство юстиции США опубликовало трехстраничный доклад, который "похоронил" расследование истории с документами Картера, проводившееся ФБР. В докладе, в частности, утверждалось, что "не существует веских доказательств того, что окончательные документы Картера оказались в руках кого- либо из помощников Рейгана до начала дебатов", и что те документы, которыми они все-таки располагали, были "добыты через абсолютно законные источники". Руководитель службы опросов общественного мнения организации Картера Патрик Каддел в связи с этим заметил с иронией: "ФБР так и не удалось определить, каким образом эти документы встали, пешком вышли из Белого дома Картера и оказались в лагере Рейгана".

Напрасно сотрудники ЮСИА пытаются утверждать, что в "черный список" люди заносились вовсе не по идеологическим мотивам, а просто потому, что были "плохими ораторами" или мало компетентными в своей области". Уж не у Кронкайт ли, собиравший многомиллионные аудитории своей программой новостей на Си-би-эс, был "плохим оратором", а может быть, имеется в виду, что экономист Дж. К. Галбрейт, книги которого широко печатались за пределами США, был "малокомпетентным в своей области"?

Эти неуклюжие попытки оправдаться, как и покрывательство беззакония администрацией Рейгана, лишь доказывают, что "охота за ведьмами" печальной памяти времен бесноватого сенатора Маккарти продолжается и по сей день. И если в число подозреваемых в неблагонадежности входит сенатор Г. Харт, являющийся одним из лидеров среди демократов в ходе первичных выборов, то что же тогда говорить о миллионах прогрессивно мыслящих американцев?

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно