ПУТИ РАЗВИТИЯ ВОКАЛЬНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ АНСАМБЛЕЙ
На июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС были высказаны серьезные критические замечания в адрес такого популярного вида искусства, как эстрада. "Нельзя, например, не видеть, что на волне этой популярности подчас всплывают музыкальные ансамбли с программами сомнительного свойства, что наносит идейный и эстетический ущерб". Эти слова адресованы прежде всего молодым артистам, ибо преимущественно они составляют ядро подобных коллективов. Как обстоит дело в этой области?
В. Мокеев, Астрахань
В НАШЕЙ СТРАНЕ существуют десятки талантливых вокально-инструментальных ансамблей, которые работают профессионально, с полной отдачей на любой сцене, будь то подмостки сельского клуба или крупнейшие залы больших городов. Однако немало в этой области возможностей, которые остаются нераскрытыми. Откровенные дискуссии, возникающие в печати о жанре ВИА, говорят о серьезных проблемах, имеющихся здесь.
Можно согласиться с любителями музыки, критиками, которые во многом справедливо упрекают некоторые ВИА в малосодержательности предлагаемых программ. Действительно, ряд коллективов использует в своих концертах обработки народных песен, которые искажают их содержание и мелодическую основу. Многие ансамбли допускают самовольное изменение утвержденных программ на гастролях, неряшливость в костюмах, развязное поведение на сцене.
Недавно Министерства культуры СССР и РСФСР вместе с композиторскими организациями провели проверку художественно-творческой деятельности ВИА. Выяснилось, что значительное количество участников не имеет музыкального образования, 16 проц. окончили музыкальную школу, 31 проц. учились, но не окончили ее. В результате только в РСФСР по причине низкого профессионального уровня был расформирован 41 коллектив, а ряду ансамблей предложено подготовить новый репертуар.
В ответе Министерства культуры РСФСР на острую статью "И пел ямщик "падам-дудам", опубликованную 12 июля 1983 г. в "Советской культуре", говорится, что предусмотрена ответственность ансамблей за исполнение неутвержденных программ. При обновлении более чем наполовину состава участников вокально-инструментальных ансамблей, являющихся лауреатами конкурсов, будет рассматриваться вопрос о возможности сохранения за ними этого звания. Теперь в программах сочинения участников ансамблей, не являющихся профессиональными композиторами, могут составлять только 20 процентов.
С другой стороны, поставлена задача более активно привлечь профессиональных композиторов к подготовке музыкальных произведений для вокально-инструментальных ансамблей.
Вспомним, какие плодотворные итоги приносило и приносит содружество А. Пахмутовой с "Песнярами", М. Таривердиева - с "Меридианом". Альбом "НЛО", записанный Д. Тухмановым и группой "Москва", чрезвычайно разнообразен стилистически, для него характерна свежесть инструментовок. Продолжают плодотворные эксперименты в области электронно-камерного рока Э. Артемьев и ВИА "Бумеранг", С. Грюнберг и ВИА "Мес". Популярность у публики снискала музыка композитора А. Рыбникова из спектакля "Юнона" и "Авось" в Московском театре имени Ленинского комсомола с участием ансамбля "Рок-ателье". Новаторский по своим музыкальным решениям мюзикл "Маугли" написал для рижского ТЮЗа руководитель группы "Сиполи" М. Браун.
За последние 4 - 5 лет сделаны определенные шаги для повышения профессионального уровня эстрадных музыкантов.
В частности, по инициативе Союза композиторов РСФСР во многих музыкальных училищах республики организованы специальные отделения эстрадной музыки. Уже состоялось несколько выпусков, давших оркестрам, инструментальным ансамблям, ВИА квалифицированное пополнение. В учебные планы этих отделений включены, в частности, занятия по основам джазовой импровизации, аранжировке.
Огромную роль в воспитании артиста призваны играть творческие состязания - одно из действенных средств выявления талантов, открытия новых имен. На конкурсах проверяется не только мера дарования, профессиональная подготовленность исполнителя, но и его общая культура, широта мышления, художественный вкус, идейная зрелость; проверяются творческие силы, имеющиеся сегодня, и намечаются задачи завтрашнего дня. Но пока эстрадные конкурсы проводятся реже, чем хотелось бы. Между тем вспомним, что именно недавний VII Всесоюзный конкурс артистов эстрады открыл для нас новые грани московского ВИА "Автограф", который заслуженно стал лауреатом.
В репертуаре этой группы, в частности, очень яркая и злободневная композиция. "Ирландия - Ольстер". Хотелось бы назвать и таллинский ансамбль "Ин-Спе", произведения которого представляют собой любопытный сплав эстрадных мелодий с музыкой средних веков и эпохи Ренессанса. Интересные программы показали в последнее время на фестивалях и во время гастрольных поездок ансамбли "Руйя", "Диалог", "Гунеш", "Блиц", "Солнечные часы", "Касеке"... География этих коллективов (Прибалтика, Украина, Средняя Азия, Закавказье) показывает, что "периферии" в нашей музыке, строго говоря, нет.
Лучшие из наших вокально-инструментальных групп стремятся выйти на новый уровень музыкальной и поэтической содержательности.
Конечно, нет готовых рецептов для решения многих проблем, связанных с ВИА. Но ясно, что добиваться высокого качества, профессионализма, воспитать необходимую культуру жанра невозможно без решения организационных вопросов, связанных с положением коллективов в самой структуре концертной жизни страны. Думается, что за качество выступлений ВИА должна нести большую ответственность филармония, в которой артисты работают. И не просто отвечать, но и помогать им в подборе кадров, формировании репертуара и, наконец, в приобретении аппаратуры. Ведь филармония - не просто гастрольно-концертный прокат, а прежде всего художественный организм, который должен решать и творческие вопросы.
Сотни вокально-инструментальных коллективов страны примут участие во Всесоюзном смотре всех жанров эстрадного искусства, который в 1984 - 1985 годах проводит Министерство культуры СССР совместно с творческими союзами. Несомненно, что он откроет для нас новые имена.