Примерное время чтения: 6 минут
229

КУЛЬТУРА. Какой быть рок-музыке?

Признание к композитору А. ЖУРБИНУ пришло еще в 1975 г., после премьеры первой советской рок-оперы "Орфей и Эвридика". Композитор нашел для нее современный музыкальный язык - от стилизации Глюка и Монтеверди до эстрадных ритмов и джазовых баллад. С тех пор синтез стал характерной особенностью его творчества, это проявляется в сценических жанрах - операх, мюзиклах, балетах.

Своими мыслями о рок-музыке композитор делится с журналисткой Г. ЧИЖ.

КОРР. Александр Борисович, когда у нас пишут о музыкальных программах западного вещания на СССР, обычно подчеркивают, что их цель - "привязать" к "радиоголосам" нашу аудиторию, прежде всего молодежную, вбить клин между молодежью и старшими поколениями в социалистическом обществе, выискивая "конфликт между отцами и детьми", к примеру, в несовпадении их отношения к "модерновой" музыке. Но только ли к этому стремятся наши недруги?

ЖУРБИН. Замечу, что определения, используемые нашими музыковедами, типа "эстетически тлетворное влияние и деполитизация" - звучат слишком мягко. Нужно говорить о самой настоящей политической обработке наших слушателей, прежде всего молодых, в антисоветском, антисоциалистическом духе.

Западные музыкальные радиопрограммы - довольно сильное оружие буржуазной пропаганды. Сегодня это со всей очевидностью проявляется в их резкой политизации. Если раньше с помощью коммерческого рока в эфир протаскивались в основном безыдейность, бездуховность, то теперь стали практиковаться настоящие идеологические диверсии. Иначе и не назовешь "песенки" типа "Красные в моей постели" (ансамбль "10 СС", Англия), "Ракеты на Россию" ("Рэймене", США), "Молодая и русская" ("Коргие", ФРГ) и т. п. Нам подбрасывают леденящие кровь "сюжетики" на тему о "кознях Москвы", из динамиков несутся потоки грязных инсинуаций, угроз по адресу нашей страны.

Используется для этого так называемый западный хард-рок (тяжелый рок) - явление, на мой взгляд, в целом уже исчерпавшее себя. На Западе мне довелось видеть многие группы - порождение политики бизнеса и безвкусицы.

Но есть на Западе и так называемая "новая волна", музыка, которая лирична и иронична, в ней наблюдается сплав различных жанров, например джаза, рока и классики. Это создает для слушателей более здоровое, эмоциональное поле.

Так что в мировой рок-музыке много разного. Но есть немало общих черт. Это простота интонаций и ритмов, это попытка говорить со своей аудиторией на близком ей музыкальном языке. Рок-музыка сама по себе - еще не политика. Важно, в чьих она руках.

КОРР. Александр Борисович, вы известный музыкант, композитор. Кому, как не вам, знать, что можем мы противопоставить низкопробному потоку, который обрушивает на нас Запад. С ним надо бороться только хорошей музыкой, а у нас к рок-музыке относятся с некоторым недоверием. Отчего это происходит?

ЖУРБИН. В 60-е годы, когда я впервые познакомился и начал сотрудничать в Москве с несколькими джазовыми ансамблями, у меня дух захватило от их "авангардизма". И хотя музыка эта была достаточно эклектичная, неровная в художественном отношении, в ней был мощный эмоциональный накал. А именно тогда создавались предпосылки для рождения нового советского джаза.

Так вот, судьба рок-музыки, получившей ныне широкое признание, очень схожа с судьбой джаза. Старшее поколение, видимо, помнит, как в 30-х годах слово "джаз" считалось чуть ли не ругательным, кое-кто видел в нем средство пропаганды западной идеологии. Но время, как известно, - самый объективный судья, оно-то и расставило все по своим местам. Утвердился советский джаз, которым теперь по праву мы гордимся.

Нечто подобное происходит и с рок-музыкой. Этот молодой жанр в нашей стране практически не имел традиций, потому что зародился он не у нас, как, кстати, и опера.

Однако наша отечественная культура мощно ассимилировала многие искусства и создала на их основе величайшие произведения, ставшие мировыми шедеврами. Вспомним творчество Рахманинова и Чайковского, Глинки и Мусоргского... То лучшее, что мы имеем в отечественной рок- музыке, основано на подлинной национальной культуре. Музыка эта по содержанию уже сейчас интересней, глубже многих западных образцов.

Конечно, не все пока устраивает нас в творчестве самодеятельных ансамблей. Многое интересное из того, что создается музыкальными коллективами, в итоге не доходит до широкой аудитории. Так, нельзя пойти в библиотеку и взять ноты их оригинальных произведений, а тем более купить пластинку.

КОРР. Есть ли какие-нибудь возможности исправить такое положение?

ЖУРБИН. В Союзе композиторов СССР сейчас обсуждается вопрос о создании в стране еще одной фирмы грамзаписи, которая тиражировала бы то, что происходит в молодежной музыке.

Отмечу и уже родившееся новшество. Совсем недавно по инициативе московского, межсоюзного Дома самодеятельного творчества, Московского горкома ВЛКСМ была создана первая в стране рок-лаборатория. Главная задача ее (этим и объясняется название) учебно-исследовательская. Речь идет об умении воспитывать культуру рока, о профессионализации (в лучшем смысле этого слова) музыкально-поэтического языка.

Организаторы лаборатории стремятся привлечь к работе известных композиторов и исполнителей, работающих в области рок-музыки, поэтов, театральных режиссеров, критиков и музыковедов. Это начинание нашло последователей.

КОРР. Вы являетесь родоначальником жанра рок-оперы в нашей, стране. Многим памятна ваша "Орфей и Эвридика". Ныне рок-опер уже создано достаточно много. А что, на ваш взгляд, диктует нам день завтрашний?

ЖУРБИН. Я мечтаю, чтобы в Москве, других городах страны открывались театры современной молодежной музыки или просто "рок-театры". Хорошо бы на их афише значился бы такой репертуар: "Павел Корчагин" - героическая рок-опера, "Мастер и Маргарита" - опера-фантасмагория. Или "Змей Горыныч" - рок-былина, или... Предложений много, ясно, что такой театр сегодня необходим.

В новой редакции Программы КПСС есть слова: "Сфера культуры призвана удовлетворять возрастающие запросы различных категорий населения..." О возрастающей роли искусства говорят многие партийные документы. Свежий ветер дует над нашей Родиной, и мне кажется, мы, работники советской музыки, должны по-новому взглянуть на свою деятельность, на свои обязанности перед народом, особенно перед молодыми. Ведь это наше будущее.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно