18 АПРЕЛЯ вице-президент США Джордж Буш представил женевской конференции по разоружению проект конвенции о запрещении химического оружия. Этому шагу Вашингтона предшествовала большая реклама. Президент Р. Рейган объявил проект "исключительно важной миссией во имя мира", все это выглядит совершенно неискренне, если принять во внимание такие факты.
Факт первый. Нынешняя администрация упорно добивается наращивания арсенала химического оружия, и без того уже огромного - 3 млн. единиц, - до 5 млн. единиц.
Сам Буш дважды ратовал d сенате за производство отравляющих веществ нервно-паралитического действия.
Факт второй. В Пентагоне существует специальный т. н. "план армии по химическим действиям". Это отдел по обработке общественности в духе благожелательности к нервным, бинарным и прочим ядовитым газам. Обрабатывают, например, таким "аргументом": нынешние газы, убивающие наверняка, даже гуманнее обычного оружия, которое колет, режет, сминает, ломает, отрывает руки-ноги. После применения газов калек, дескать, не останется.
Факт третий. США многие годы игнорировали мировое общественное мнение и не присоединялись к Женевскому протоколу 1925 г. о запрете применения отравляющих веществ. США многие годы затягивали переговоры о запрете химического оружия. Вашингтон вел химическую войну во Вьетнаме.
Нет причин надеяться, что вдруг в апреле 1984 г. администрация и Пентагон переменились до неузнаваемости. Причины "новой инициативы" скорее в политических расчетах, а не в заботах насчет разоружения.
Вашингтон вроде бы протягивает оливковую веточку мира. Но эта веточка, во-первых, главным образом нужна сейчас для американских избирателей. Люди, в отличие от Пентагона, относятся к отравляющим веществам с особым эмоциональным отвращением. Значит, выступить вдруг за запрет химического оружия - политически выгодно.
Во-вторых, союзникам тоже "бросают кость". Ведь опасения в Европе в связи с наличием американского химического оружия на европейской земле постоянно возрастают. Оно предназначено для использования не на американской территории. Это оружие "экспортного исполнения", прежде всего, для европейского "театра военных действий".
Белый дом, судя по всему, строит расчет и на том, что, пока будут тянуться долгие переговоры о мерах контроля, параллельно можно будет пополнять свой химический арсенал. Ведь Вашингтон сам уже давно блокирует достижение соглашения о запрещении химического оружия, выдвигая неприемлемые требования о беспрепятственном доступе на территории других государств И на этот раз Буш, уточняя "новое" американское предложение, пояснил, что инспекторы должны иметь доступ только на предприятия, "принадлежащие правительствам или контролируемые правительствами". Иными словами, в социалистических странах проверке подлежало бы все и вся, а в США и других капиталистических странах гигантские химические корпорации бесконтрольно могли бы производить химическое оружие.
В ответах на вопросы газеты "Правда" К. У. Черненко напомнил о предложениях СССР и других социалистических стран о запрещении разработки, производства и накопления запасов химического оружия и о его уничтожении. Напомнил, как США долгие годы препятствовали заключению конвенции на этот счет.
Теперь же Белый дом решил изобразить себя сторонником запрещения химического оружия. Попытка эта не выдерживает испытания на искренность. Налицо, как писала газета "Вашингтон пост", "химические маневры".
Г. ГЕРАСИМОВ, политический обозреватель АПН