Французские социалисты, придя к власти, обещали изменить политику Франции в области поставки вооружений в развивающиеся страны. Насколько состоятельными оказались эти обещания?
Л. Марушкин, пропагандист, Москва
ПОСЛЕ ПРИХОДА К ВЛАСТИ нового руководства казалось, что французское правительство прекратит безудержную "торговлю смертью". В июне 1981 г. премьер-министр Франции П. Моруа заявил, что Франция "намерена постепенно перестать быть крупным продавцом оружия в международном плане". Ему вторил первый секретарь социалистической партии Л. Жоспен, утверждавший, что "здоровье французской экономики не должно зиждиться на роли торговцев пушками".
Однако уже месяц спустя французский премьер-министр заявил на открытии авиационного салона в Бурже, что обязательства Франции в области вооружений, так же, как и в торговле, "будут соблюдены". По свидетельству французского еженедельника "Нувель обсерватер", "социалисты продают оружия во всем мире больше, чем их предшественники". Изменилась лишь практика продажи. Теперь предпочтение отдается "контрактам с сотрудничеством", т. е. контрактам, которые сопровождаются соглашениями о передаче технологии, подготовке кадров и оказании военной помощи.
Суть "нового подхода" к отношениям с развивающимися странами свелась к укреплению позиций Франции в этих государствах. Кроме того, экспорт вооружений и боевой техники служит одним из факторов, способствующих выходу Франции из экономического кризиса. "Помогать "третьему миру", - заявлял президент Ф. Миттеран, - это означает помогать самим себе выйти из кризиса".
КРУПНЕЙШИЙ ЭКСПОРТЕР ВООРУЖЕНИЙ
Франция продолжает оставаться одним из крупнейших поставщиков оружия на мировом рынке. С середины 70-х годов она занимает 2-е место в капиталистическом мире после США по общему объему экспорта вооружений, а по экспорту военной продукции на душу населения - даже 1-е место. На ее долю приходится свыше 10 проц. всего экспорта вооружений капиталистических государств (в отдельные годы до 17 процентов). Основной поток французского военного экспорта направляется в развивающиеся страны. В 1982 г. объем продажи оружия в страны "третьего мира" составил более 5 млрд. долларов.
* Около 80 проц. французского оружия идет в страны Ближнего Востока и Северной Африки. Постоянно, растет доля стран Тропической Африки. Причем значительная часть экспорта состоит из наиболее дорогостоящих систем оружия. Так, в 1981 г. французский военный экспорт состоял на 53,4 проц. из установок ПВО, артиллерийских систем, танков, на 35 проц. - из авиационной техники, на 11,6 проц. - из военно-морской техники.
* В военном производстве Франции занято около 300 тыс. человек, и более 1 млн. человек работает в связанных с ним отраслях. Более 85 тыс. человек работают над выполнением экспортных заказов, которые составляют более 40 проц. годовой стоимости всей продукции военной промышленности страны.
* Экспорт некоторых систем оружия подчас превышает их закупки для французской армии. В частности, на экспорт идет 95 проц. выпускаемых бронеавтомобилей "Панар", около 70 проц. истребителей "Мираж" и вертолетов. В крупных размерах осуществляется экспорт ракетной техники. С 1970 г. по 1980 г. доля военного экспорта в общем экспорте страны увеличилась с 0,4 до 5,8 процента.
По свидетельству журнала "Дефанс насьональ", производственные мощности французской военной промышленности в 2 раза превосходят потребности национальной обороны, и три четверти продукции военной промышленности идет на экспорт.
* Торговля оружием стала одной из самых доходных статей французского экспорта. Так, в 1982 г. доходы от нее составили 25 млрд. франков. Следует отметить, что в том же году общий объем государственной помощи Франции развивающимся странам был намного меньше.
Кроме получения высоких прибылей, продажа оружия помогает Франции уменьшать дефицит своего внешнеторгового баланса, в частности в торговле со странами - производителями нефти, а также создает условия для закрепления французского военного присутствия в странах-импортерах, поскольку оно сопровождается долгосрочной технической помощью, включающей обучение персонала, содержание и ремонт техники, снабжение запчастями и боеприпасами. По заявлениям руководящих деятелей Франции, продажа оружия "неотделима от общей политики страны в области национальной обороны" и является "одним из двигателей развития передовой технологии".
* Следует отметить, что финансирование принятой в апреле 1983 г. военной программы Франции на 1984 - 1988 гг., на осуществление которой выделено 705 млрд. франков, планируется покрывать в основном за счет увеличения экспорта французского оружия.
ЦЕЛИ ВОЕННОГО ПРИСУТСТВИЯ
Не изменился подход Франции и к развитию военного сотрудничества с развивающимися странами. Более того, наблюдается расширение французского военного присутствия, в частности на африканском континенте.
* Франция остается единственной страной Запада, имеющей регулярные войска в Африке. В настоящее время там находятся, по оценке западной печати, около 14 тыс. французских военнослужащих, в том числе на военных базах в Сенегале, Береге Слоновой Кости, Центральноафриканской Республике. Джибути, Габоне, Чаде. К этому следует добавить около 20 тыс. солдат, дислоцированных в заморских департаментах и на территориях Франции в Индийском океане, а также 15 тыс. парашютистов из так называемых "сил вмешательства", находящихся во Франции и готовых в любое время вылететь туда, где будут "поставлены под угрозу интересы Франции". Эти силы могут быть поддержаны атлантической и средиземноморской эскадрами Франции, в состав которых входят ударные авианосцы "Фош" и "Клемансо" с ядерным оружием на борту.
Как писал журнал "Дефанс насьональ", военное присутствие в Африке позволяет Франции "удерживаться в ряду великих держав" и "вмешиваться в международные отношения с учетом своих интересов". Опыт последнего десятилетия показывает, что Франция, весьма произвольно толкуя характер этих интересов, с молчаливого одобрения своих союзников по НАТО неоднократно предпринимала вооруженные интервенции в Африке. И сейчас около 3,5 тыс. французских солдат пытаются "решить" проблему Чада, исходя из интересов французского империализма, а также уступая нажиму Вашингтона. Тем самым Франция лишь усугубляет напряженность в этом районе и препятствует мирному урегулированию внутреннего конфликта в стране.
Французское правительство предпринимает новые шаги по укреплению интервенционистских сил. В апреле 1983 г. принято решение о создании так называемых "сил быстрого действия" общей численностью 47 тыс. человек. В их состав, в частности, войдут получившие широкую известность по вмешательству во внутренние дела Габона, Чада, Мавритании, Заира, ЦАР и других независимых африканских государств 11-я "ударная" парашютная дивизия, 9-я дивизия морской пехоты, части "иностранного легиона".
Эти силы, по заявлению министра обороны Франции Ш. Эрню, "являющиеся свидетельством нашей независимости и нашей солидарности", могут использоваться не только в Европе, но и для "операций в других районах мира". "Операция в Чаде, - подчеркнул он, - служит наглядным тому доказательством".
Франция, вопреки многочисленным заявлениям ее руководителей, не желает отказываться от роли "жандарма" не только на африканском континенте, но и в других районах мира.