Примерное время чтения: 8 минут
104

ОРИЕНТИР. Партия и экономика (часть 1)

В почте нашего бюллетеня нередки письма, авторы которых просят рассказать о партийном руководстве экономикой.

Сегодня мы публикуем интервью профессора В. В. ЗАГЛАДИНА, которое он дал обозревателю газеты "Московские новости" А. Губеру.

КОРР: Экономические вопросы занимают большое место d деятельности КПСС. Они - на повестке дня Пленумов ЦК. Съезды партии обязательно рассматривают проекты пятилетних планов. Но оправданно ли это? Ведь КПСС - политическая партия, и казалось бы, именно политические вопросы должны играть господствующую роль в ее деятельности.

ЗАГЛАДИН: Коммунистическая партия, становясь руководящей силой народа, ставит перед собой цель - построение социалистического общества, постепенно перерастающего в коммунизм. Но что стоит за этой общей формулой? Огромная работа, смысл которой - обеспечить создание основы для все более полного удовлетворения материальных и духовных запросов каждого человека, создание в конечном счете условий для всестороннего развития личности. А разве можно добиться успеха в этом деле, не имея мощной, высокоэффективной экономики?

Экономика, говорил В. И. Ленин, - это самая интересная для нас политика. Можно добавить к этому, что экономика - и самая важная для нас, коммунистов, политика. И вполне естественно, что наша партия уделяет экономическим проблемам постоянно растущее внимание.

КОРР: Но разве в Советском Союзе не существует специальных государственных органов, призванных заниматься экономикой? И, берясь за экономические вопросы, не подменяет ли партия эти органы?

ЗАГЛАДИН: Такое предположение высказывается на Западе довольно часто. Даже в среде левых, демократических сил нередко говорят, будто партия у нас подменяет государство, сливается с ним. Но это неверно.

Роль партии в нашем обществе точно определена Конституцией страны, в которой записано, что КПСС является ядром советской политической системы. Ее роль - определение генеральной перспективы раз вития общества, линии внутренней и внешней политики СССР, планомерное, научно обоснованное руководство созидательной деятельностью народа. Иными словами, партия осуществляет политическое руководство обществом в целом.

Государство же, органы власти и управления, в соответствии с Основным Законом, решают все конкретные вопросы жизнедеятельности страны, в том числе разрабатывают и проводят в жизнь единую социально-экономическую политику, воплощаемую в государственных планах, в Государственном бюджете СССР и других документах. Таким образом, именно государство осуществляет непосредственное руководство экономикой страны.

КОРР: В чем же проявляется то внимание партии к экономическим вопросам, о котором Вы говорили, и как конкретно различаются функции партии и государства в этой сфере?

ЗАГЛАДИН: Вот конкретный пример. XXVI съезд партии обсудил и утвердил разработанные ЦК КПСС (разумеется, с участием специалистов-хозяйственников). Основные направления развития страны на 1981 - 1985 годы. Этот документ, в котором была сформулирована экономическая стратегия партии на пятилетний срок, стал, образно говоря, законом и для каждого коммуниста, и для партии в целом. Но он отнюдь не является государственным законом.

Верховный Совет СССР принял затем пятилетний план на 1981 - 1985 годы, который основывался на идеях, утвержденных съездом. Но это был уже не партийный, а государственный акт, разработанный не ЦК КПСС, а Советским правительством, Госпланом с учетом мнения депутатов Верховного Совета СССР, правительств союзных республик и т. д. Пятилетний план - это, повторяю, государственный закон, и как таковой он подлежит исполнению государственными органами, всеми гражданами страны.

КОРР: А как сочетаются функции партийных и советских органов на региональном и местком уровнях?

ЗАГЛАДИН: Конечно, в поле зрения партии находятся и локальные экономические вопросы. В этой связи надо заметить, что поскольку в СССР сложился единый народно- хозяйственный комплекс, то существенные региональные проблемы имеют, как говорят, выход на весь Союз. Что это значит? Это значит, что каждая из таких проблем разрешается обязательно с учетом общегосударственных интересов. Но вместе с тем и проблемы общенационального народнохозяйственного порядка решаются с учетом интересов региональных, с учетом местных условий. Многие начинания, родившиеся в республиканских, краевых, областных партийных организациях, распространялись потом по всей стране, потому что инициаторы этих начинаний выразили потребности времени, учли интересы страны в целом.

Взять хотя бы такую актуальную экономическую проблему, как увязка отраслевых м территориальных аспектов планирования и управления в социально экономической области, в сфере научно-технического прогресса. Пока совершенной системы такой увязки в масштабах страны еще нет. Не до конца продуман (а тем более не сформирован и не узаконен) необходимый для этого, соответствующий потребностям времени механизм. Работа в этом направлении идет, и немалая. Однако партийные организации, например Красноярского края, Донецкой, Львовской областей и некоторые другие, не дожидаясь решения вопроса "сверху", сами сделали важные и многообещающие шага в этом направлении. Например, в Донецкой области, объединив усилия всех отраслевых и академических научно исследовательских институтов, конструкторских бюро, вузов и предприятий, обком партии разработал комплексную региональную программу научно- технического прогресса в промышленности на период до 2000 года. В ходе ее формирования и реализации удалось преодолеть многие ведомственные барьеры и организационные неувязки, с которыми не сумели справиться в других местах. Накопленный таким образом опыт - отнюдь не только донецкий - постепенно распространяется, принося ощутимый положительный эффект.

КОРР: А если от области перейти к отдельному предприятию или организации?

ЗАГЛАДИН: И здесь партийные организации, опираясь на общую экономическую политику КПСС и исходя из нее, сами постоянно проявляют инициативу в решении социально-экономических проблем и неизменно поддерживают полезные начинания. Любые отклонения от этого правила подвергаются самой суровой критике и снизу и сверху.

Есть у данного вопроса и такой аспект. Где бы ни работал член партии, какой бы пост ни занимал, он обязан чувствовать себя - да и на самом деле быть - представителем КПСС, политического авангарда нашего народа. Помимо всего прочего, это значит, что ей должен всегда отдавать приоритет общенародным, а не местным, ведомственным и тем более не групповым или личным интересам. И хотя в нашем обществе нет антагонистических противоречий между этими интересами, до полного и повсеместного их совпадения еще далеко. Особенно если учесть, что понимание конкретными людьми своих интересов носит во многом субъективный характер.

Вернемся к предприятию. На декабрьском (1983 г.) Пленуме ПК КПСС в качестве примера хорошей организации дела был упомянут Днепропетровский комбайновый завод, где быстрый рост производства не сопровождается увеличением потребности в трудовых ресурсах. Там при прямом участии партийной организации ежегодно проводится аттестация рабочих мест, дается оценка их в плане влияния на эффективность всего технологическою процесса, характера и условий труда. Выявляемые таким образом диспропорции оперативно устраняются. Новая техника, например роботы, устанавливается там, где она больше всего нужна для достижения общего высокого конечного результата предприятии и для освобождения людей от монотонней, неквалифицированной и физически тяжелой работы.

КОРР: Если перечислить вопросы, которыми занимаются, скажем, областные комитет партии и исполком Совета, выявится много совпадений. Чем это вызвано?

ЗАГЛАДИН: Сегодня мы говорим об экономике. И совпадений, которые вы упомянули, в этой сфере действительно много. Должно ли так быть? В принципе - да. Обком и облисполком делают одно общее дело. Важнейшие социально-экономические проблемы области касаются их в равной мере, и решают они их сообща. Я уже не говорю о том, что многие члены облисполкома - коммунисты, а его руководители входят в обком партии. И наоборот, члены обкома (не обязательно все, разумеется) являются депутатами областного Совета.

Сам факт, что партийные органы и Советы работают в теснейшем контакте, проводят общую политику и совместно решены мнение вопросы, естествен и полезен. А вот методы работы, ее характер - разные. Различия эти вытекают из того, что партийная организация - это политический руководитель, а Совет - государственная власть. Как и в общегосударственном масштабе, план социально-экономического развития области полномочен утвердить только Совет. Но до сессии Совета его обязательно рассматривает обком партии, а также профсоюзы, другие общественные организации. Роль обкома - обеспечить соответствие местных и общегосударственных интересов, заданий плана и интересов трудящихся области.

Координация работы предприятия, подчиненных разным ведомствам, выделение земельных участков под строительство, распределение жилья, охрана окружающей среды и общественного порядка, строительство школ и детских садов, торговля и общественное питание - все это прерогатива Советов и их органов. Значит ли сказанное, что партийные органы проходят мимо этих проблем? Естественно, нет. Дать или не дать квартиру они не могут. Но поправить работника Совета, который делает это неправильно, они могут и должны. "А в необходимых случаях - и поставить перед исполкомом вопрос о соответствии работника занимаемой должности.

Хотелось бы подчеркнуть: партия и на общенациональном, и на местном уровне постоянно следит за осуществлением принятых планов. Но она это делает, не командуя государственными органами. Как отметил на февральском (1984 г.) Пленуме ЦК КПСС товарищ К. У. Черненко, "для партийных комитетов заниматься хозяйством - значит прежде всего заниматься людьми, ведущими хозяйство. Это надо помнить всегда".

(Окончание следует)

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно