Примерное время чтения: 6 минут
146

ЭКОНОМИКА. Инициатива, предприимчивость, гибкость

Р. БЕЛОУСОВ, доктор экономических наук, профессор

* Для чего проводится крупномасштабный экономический эксперимент?

* Что он внесет в нашу экономику?

* Каковы первые результаты?

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ эксперимент в пяти отраслях промышленности проводится с 1 января 1984 года. О широких масштабах развернувшейся работы свидетельствует хотя бы тот факт, что в процессе подготовки к нему только в Министерстве пищевой промышленности Украинской ССР прошли переподготовку 5 тыс. руководителей и специалистов производства.

На некоторых предприятиях его условия доводятся непосредственно до цехов и даже бригад. Например, на Новочеркасском электровозостроительном заводе каждый цех в нынешнем году получил задания по выпуску всей номенклатуры деталей и узлов с указанием сроков их производства. Руководители цехов при этом имеют право производить доплату отдельным высококвалифицированным работникам за высокое профессиональное мастерство. По итогам I квартала 1984 г. такую надбавку на предприятии получили 110 человек.

Усовершенствованные методы планирования и хозяйствования, проверяемые сейчас экспериментально, в двенадцатой пятилетке будут распространены (с теми или иными корректировками) на десятки других отраслей промышленности. Суть эксперимента состоит в том, чтобы теснее связать материальные интересы общества, трудовых коллективов и отдельных работников, создать более благоприятные экономические условия для раскрытия еще не использованных резервов ускорения экономического и социального развития. Эта цель должна быть достигнута в результате расширения самостоятельности предприятий, усиления заинтересованности и повышения ответственности за конечные результаты труда.

Расширение самостоятельности трудовых коллективов наиболее ярко характеризуется в следующих ключевых областях: технической реконструкции и обновлении действующего производственного аппарата; мероприятиях в области заработной платы и материального поощрения; совершенствовании планирования производства. Рассмотрим эти вопросы несколько подробнее.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБНОВЛЕНИЕ - ОСНОВА ПРОГРЕССА

На многих предприятиях технологическое оборудование, машины, механизмы в настоящее время требуют замены, так как они и морально, и физически устарели, особенно на тех заводах и фабриках, которые были сформированы в период первых пятилеток, в военные и первые послевоенные годы. Большие затраты на капитальный ремонт оказываются, как правило, малоэффективными, нужна техническая реконструкция. Но так как работать на новом, более совершенном оборудовании сложнее, чем на старом, необходимо и повышение квалификации кадров. А для реконструкции, в свою очередь, требуются финансовые ресурсы, современные станки, металл и т. д.

Все эти взаимосвязанные вопросы будут конструктивно решаться с помощью усовершенствованного хозяйственного механизма, "обкатка" которого происходит сейчас в рамках экономического эксперимента. В качестве источника для финансирования технического перевооружения и реконструкции предприятий выступает фонд развития, образуемый за счет прибыли, части амортизационных отчислений и стоимости реализованного оборудования, ненужного предприятию. Этим фондом предприятие распоряжается самостоятельно. А так как для технического перевооружения нужны немалые деньги, а фонд развития все же небольшой, предприятию предоставлено право накапливать необходимые средства в течение нескольких лет.

Проводить реконструкцию разрешается хозяйственным способом. Практика предприятий пищевой и легкой промышленности, опыт Свердловской области, где в течение трех последних пятилеток весь прирост промышленной продукции получен в основном за счет реконструкции, говорит о том, что при правильной постановке дела, четкой организации и действенном контроле хозспособ себя оправдывает.

ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЕЕ ТРУД - ВЫШЕ ЗАРАБОТОК

Другая экономическая сфера расширения самостоятельности объединений и предприятий - сфера распределительных отношений. Теперь конкретная величина, скажем, нормативов фонда заработной платы, поощрения для министерств будет определяться Госпланом СССР, а те, в свою очередь, на основании контрольных цифр предприятий и объединений будут доводить до них и утверждать эти нормативы. За точку отсчета берется фактический фонд заработной платы в году, предшествующем плановому периоду, а увеличение его ставится в прямую зависимость от роста производительности труда. В большинстве министерств, например, при 1 проц. роста производительности труда предусматривается повышение заработной платы на 0,35 процента. Коротко это можно сформулировать так: хочешь больше заработать - думай, как повысить производительность труда.

Есть и еще один важный источник повышения заработков рабочих и специалистов - экономия фонда заработной платы. Добиться этого можно за счет совмещения профессий, высвобождения рабочей силы в результате рационализации производства, расширения механизации и автоматизации технологических процессов. При этом вся сумма экономии по фонду заработной платы будет поступать в фонд материального поощрения и использоваться для повышения доплаты к тарифным ставкам высококвалифицированным рабочим за профессиональное мастерство (до 24 проц. должностного оклада) и инженерно техническим работникам и служащим (до 50 проц.).

Размер материального поощрения, кроме того, растет за перевыполнение плана по прибыли, за выполнение всех договоров по поставкам продукции, за увеличение доли высококачественных товаров в общем объеме производства. При этом действует лишь одно ограничение: рост заработной платы не должен превышать темпов роста производительности труда.

В прямую зависимость от динамики производительности труда поставлен также прирост фонда социально-культурных мероприятий. Все эти меры сыграли стимулирующую роль.

ВСТРЕЧНЫЙ ПЛАН - ИНИЦИАТИВА КОЛЛЕКТИВА

Основное изменение в этой области связано со встречным планированием. Встречный план после соответствующего рассмотрения и утверждения должен стать государственным. Каким образом? Госплан СССР заблаговременно, до начала составления пятилетнего плана, разрабатывает контрольные цифры по развитию производства, нормативы роста заработной платы, формирования фондов развития, материального поощрения и социально-культурных мероприятий, которые ни изменению, ни переутверждению не подлежат.

В этих условиях у трудовых коллективов для более полного удовлетворения своих потребностей есть лишь один путь: повышение производительности труда, улучшение его конечных результатов. Поэтому они разрабатывают более напряженный встречный план, который потом анализируется вышестоящими органами, утверждается и становится государственным.

Так, члены коллектива Чебоксарского электроаппаратного завода, узнав, что на 1984 г. предусматриваются относительно низкие темпы объема производства, обратились в министерство и Госснаб СССР с просьбой увеличить план, то есть приняли встречный план, предусматривающий рост объема реализации продукции на 2 млн. рублей. Трудящиеся завода обязались повысить сверх плана производительность труда на 1,2 проц., снизить себестоимость продукции на 0,7 процента.

Много инициативы, предприимчивости и гибкости при разработке задания 1984 г. проявили и коллективы предприятий легкой промышленности Белорусской ССР.

Одна из особенностей эксперимента - возрастание ответственности за поставки по договорам.

Так, если объем поставок не выполнен на 1 проц., фонд материального поощрения уменьшается на 3 проц., при выполнении же всех договоров он увеличивается на 15 процентов.

Так, на курском производственном объединении "Электроаппарат" на 1934 г. запланирован фонд материального поощрения в размере 1071 тыс. рублей. При выполнении всех поставок потребителям он увеличится еще на 150 тыс. рублей. Понятно, что это является действенным стимулом для выполнения хозяйственных договоров.

Проводимый экономический эксперимент помог выявить немало недостатков в организации его подготовки и в целом в системе хозяйственного управления. По инициативе Политбюро ЦК КПСС в стране развернута работа по подготовке Программы комплексного совершенствования системы управления советской экономикой, рассчитанной на длительную перспективу.

В целом эксперимент начался успешно. Приведены в действие дополнительные резервы роста производства. Об этом, в частности, свидетельствуют и данные ЦСУ СССР за первое полугодие 1984 года.

"img src="34aif041.gif""

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно