Буржуазные "советологи" вот уже полвека с завидным постоянством объясняют появление встречного планирования неспособностью социалистического хозяйственного механизма эффективно управлять всеми звеньями производства. Они всячески замалчивают тот факт, что инициатива досрочного выполнения ответственных государственных заданий идет снизу, из рабочего коллектива.
Только за счет этой эффективной формы соревнования ежегодно реализуется на 4,5 - 5 млрд. рублей дополнительной продукции, как правило, пользующейся спросом. Встречное планирование позволяет соединить преимущества социалистического способа хозяйствования - централизованного планирования - с инициативой и творчеством трудящихся.
Конечно, в этом соревновании есть недостатки, еще неэффективно действуют в нем материальные стимулы. Много острых вопросов о "тонкостях" встречного соревнования задают и наши читатели. Наш корреспондент В. СТАРОСТИН попросил ответить на них заведующего сектором отдела заработной платы и экономической работы ВЦСПС А. ПОДОБРИЯ.
КОРР. У встречного планирования давняя и славная история. Оно родилось в начале 30-х годов, когда решалась судьба первой пятилетки. Именно тогда по призыву партии началось соревнование под девизом "Даешь встречный!" И пятилетка была выполнена за 4 года и 3 месяца.
С тех пор многое изменилось практике хозяйствования. Накоплен большой опыт централизованного планирования; загодя, с использованием мощного научного и технического потенциала, ведется тщательная и всесторонняя проработка государственных заданий для всех уровней экономики, для каждой отрасли и предприятия. Неудивительно, что многие читатели спрашивают: не устарела ли в наши дни эта форма соревнования? Не потеряла ли она своего значения?
ПОДОБРИЙ. Первая пятилетка, как известно, была выполнена досрочно, в чем, несомненно, была большая заслуга встречного планирования. Опыт составления встречного, как отмечал В. В. Куйбышев, показал исключительные образцы плановой работы. Почему же в наше время встречный план должен потерять свое значение? Ведь и сейчас любое государственное задание, как бы хорошо оно ни было сверстано, ни обсчитано, на ЭВМ, не может учитывать всей специфики конкретных производств, всех нюансов, резервов, которые есть на каждом рабочем месте. А кто может вскрыть эти резервы лучше самих рабочих и служащих? Никто. Только их инициатива, их встречный план способны мобилизовать все резервы.
С другой стороны, разработка, и принятие встречного плана - это не формальный акт, а конкретная обязанность рабочих в соответствии с Законом СССР, о трудовых коллективах участвовать в управлении производством.
Думаю, поторопились те, кто предлагает сегодня списать со счетов эту форму соревнования. С экономической точки зрения, например, она чрезвычайно эффективна. В десятой пятилетке только за счет выполнения встречных обязательств было выпущено и реализовано продукции на 23,4 млрд. руб. Предприятия и объединения, принявшие встречные планы на первое полугодие 1984 г., добились сверхпланового прироста производительности труда на 2,2%, в то время как в целом по промышленности этот показатель равен лишь 0,8%. А из общей суммы сверхплановой экономии в 1,6 млрд. руб. от снижения себестоимости на их долю приходится 1,1 млрд. руб.
КОРР. Тем не менее многие читатели в своих письмах приводят цифры и факты, из которых следует, что в последние годы встречное планирование пошло на убыль.
ПОДОБРИЙ. К сожалению, они правы. Мы подсчитали: удельный вес объединений и предприятий 28 союзных промышленных министерств, принимающих встречные планы по объему реализации продукции и производительности труда, в последние годы неуклонно сокращался. В 1976 г. соответственно 35,7% и 14,0%, в 1980 г. - уже 9,3% и 4,3%, а в прошлом году - всего 2,8% и 2,0%. Эта тенденция, на мой взгляд, - следствие того, что встречные планы нередко принимались формально, люди не видели принципиальной разницы между встречными и обычными социалистическими обязательствами, неэффективной оказалась система стимулирования.
Чтобы решительно поправить дело, в конце прошлого года принято постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о дальнейшем развитии встречного планирования. Оно внесло существенные изменения в практику соревнования, усилило экономические стимулы, упростило систему оформления встречных планов.
Это уже дало свои результаты. Обязательства по увеличению объемов реализации включили в свои встречные планы 8189 коллективов - в 8 раз больше, чем в прошлом году! Сверхплановое повышение производительности труда предусмотрели 11,6 тыс. коллективов, а встречные планы по дополнительному снижению себестоимости имеют 9,4 тыс. объединений и предприятий. Резко увеличился удельный вес предприятий и объединений, принявших встречные планы, в Мингазпроме, Миннефтепроме, Минстанкопроме, Минприборе. А в Минтяжмаше, Минэнергомаше и Минстройдормаше по этим планам трудятся все коллективы.
КОРР. Многие наши читатели спрашивают: почему изменился порядок встречного планирования? Раньше, как известно, встречные планы разрабатывались вместе с проектом годового плана и одновременно поступали на утверждение в вышестоящие организации.
ПОДОБРИЙ. Добавлю, что при действующем ранее порядке встречный план могли брать только те коллективы, которые работали на уровне или с опережением показателей пятилетнего задания. Множество предприятий и объединений были лишены, таким образом, участия в соревновании. Сейчас ограничения сняты. Каждый коллектив, проанализировав свои реальные возможности, может взять встречный план, уже имея на руках утвержденное годовое задание. Этот план не является частью государственного задания и утверждается самим коллективом. Но для того, чтобы при этом не нарушался ритм производства, поставок, чтобы не скапливались на складах лишние полуфабрикаты и не росли сверхнормативные запасы, надо тщательно взвесить и проработать каждую позицию встречного обязательства.
КОРР. А как будет стимулироваться труд коллективов, принявших встречный план после утверждения годовой программы?
ПОДОБРИЙ. По плановым нормативам, увеличенным в полтора раза. Но если коллектив идет с превышением задания пятилетки (например, по росту производительности труда), то норматив отчислений в фонды материального поощрения увеличивается втрое.
Принятие встречных планов на 1985 год - завершающий год одиннадцатой пятилетки - дело государственной важности. Причем вся прибавка должна быть получена в основном за счет экономии материальных ресурсов, рачительного использования их, повышения дисциплины, приведения в действие всех резервов.
ЛИТЕРАТУРА ПО ТЕМЕ
Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О мерах по дальнейшему развитию инициативы трудовых коллективов в разработке и выполнении встречных планов" от 30 декабря 1983 г.
ПОДОБРИЙ А. Встречные планы предприятий. - Плановое хозяйство. 1963, N 2. с. 26 - 31.
АШИМБАЕВ Т., РАДОСТОВЕЦ Н. Развитие встречного планирования. - Вопросы экономики, 1984, N 9, с. 42 - 52.
Встречный план на 1985 год. - Труд, 17 октября 1984 г.
О разработке встречных планов на 1985 год. - Экономическая газета, 1984, N 44. с. 14.