С приходом к власти в США администрации президента Рейгана западные "радиоголоса" резко активизировали "психологическую войну" против СССР и его союзников.*
Объектом особого внимания подрывной пропаганды Запада стала Польша, Однако механизм преступного заговора против этой социалистической страны готовили не один год.
ЕЩЕ В МАРТЕ 1978 г. патологический антикоммунист З. Бжезинский, тогдашний помощник президента США по национальной безопасности, передал Дж. Картеру тайный план - своеобразный сценарий контрреволюционного переворота в Польской Народной Республике (статья об этом плане была опубликована испанским журналом "Тьемпо" в марте 1983 г.). "Пропаганда США, - говорилось в плане Бжезинского, - должна сосредоточиться на том, чтобы вызвать в Польше антисоветские настроения. Для распространения прозападной политики необходимо использовать все средства. В итоге наши действия должны привести к дестабилизации положения в Польше". Составной частью этого плана было еще большее развертывание подрывной радиопропаганды на Польшу в конце 70-х годов.
ЦЕЛИ И МЕТОДЫ
Наряду с усилившимися лобовыми атаками на международное коммунистическое и рабочее движение радиопередачи США, ФРГ и Англии на польском языке должны были в эти годы играть роль "катализатора недовольства" среди поляков и использоваться в целях усиления процесса внутренней "либерализации" в Польше. Директивы для ведения антипольской пропаганды были разработаны Управлением международных связей США.
В разделе III этих директив, носившем название "Цели и программы", давались инструкции, каким образом следует действовать, чтобы вещание на Польшу помогло вырвать ее из числа стран социалистического содружества, а затем "обеспечить ей независимое положение". Для этого, по мнению авторов циркуляра, необходимо в передачах: 1) воодушевлять польских руководителей на то, чтобы они занимали "независимые" позиции в международных вопросах; 2) информировать польскую общественность о целях и программах американской политики; 3) поощрять ориентацию польской общественности на Запад в политических и экономических вопросах; 4) ободрять польских интеллигентов, исходя в своих действиях из националистических критериев; 5) подталкивать Польшу к тому, чтобы она играла роль посредника между Востоком и Западом.
В циркуляре приводился также список конкретных лиц из ПНР, с которыми следует вести работу и которым эту работу нужно оплачивать. "Давайте поощрять тех поляков, - говорилось в документе, - которые выступают против проводимой в стране политики... Давайте поможем внутренней либерализации... и росту плюрализма".
К августу 1980 г. РСЕ - основная ударная сила империалистической радиовойны против Польши - значительно увеличила свои штаты в Мюнхене, имела филиалы в Бонне, Нью-Йорке, Лондоне, Париже, Риме, Стокгольме, Западном Берлине, Брюсселе, Афинах и располагала 46 мощными антенными установками, обеспечивавшими работу в эфире на многих десятках волн; львиная доля средств из бюджета РС - РСЕ, составившего в 1980 г. около 107 млн. долл. (по сравнению с 1971 г. он увеличился более чем в три раза!), была отдана на антипольскую пропаганду. С августа 1980 г. РСЕ стала вещать на Польшу круглосуточно. Другие западные радиостанции также увеличили объемы вещания для поляков или начали использовать дополнительные частоты.
"ПОЛЬСКИЕ НОВОСТИ"
К этому времени "польская тема" стала главной в передачах внешнепропагандистских радиослужб США, Англии и ФРГ. Сообщения из Польши и связанные с Польшей выносятся в выпуске новостей на первое место, им придается сенсационный характер. При этом непомерно выпячиваются все ошибки и просчеты польского руководства в хозяйственном, политическом и идеологическом строительстве. В тактическом отношении радиопропаганда Запада была нацелена на то, чтобы всеми возможными средствами способствовать усилению кризисной ситуации, спровоцировать беспорядки, подтолкнуть трудящихся к забастовкам, внушив им, что иного пути для разрешения назревших проблем у них якобы не осталось.
Методика подготовки конкретных материалов - новостей, комментариев, обзоров, репортажей - предусматривала ради достижения этих целей использование любых приемов манипулятивной пропаганды.
"Немецкая волна", например, прибегая к марксистской терминологии, но бессовестно извращая марксистско- ленинское учение о революционной ситуации, даже пыталась убедить своих слушателей, будто именно такая ситуация существует в Польше, причем... рабочий класс проявляет недостаточную активность! Не последнее место в эти дни отводила западная радиопропаганда возведению на пьедестал "новых борцов за дело трудящихся", всячески рекламируя, например, Валенсу, ставленника контрреволюционной организации КОС-КОР, претендовавшего на роль лидера "свободных профсоюзов". В течение буквально считанных дней совместными усилиями западных радиостанций Валенса был провозглашен "руководителем польских рабочих".
"РАДИОГОЛОСА" И СОБЫТИЯ В ПОЛЬШЕ
Естественно, радиодиверсанты не ограничивались созданием культа "новых руководителей польского рабочего класса" типа Валенсы. При помощи таких же пропагандистских ухищрений они способствовали организации "свободных профсоюзов" - пресловутой "Солидарности", всячески раздувая и поддерживая миф о ней как о "защитнице интересов народа", вдохновенно разглагольствуя о якобы стихийном характере ее рождения.
Свою причастность ко многим "стихийным" событиям в Польше, в том числе и к появлению "Солидарности", западная пропаганда не отрицает. Например, бывший руководитель польской секции РСЕ Ян Новак-Езераньский в апреле 1982 г. на страницах издающейся в Лондоне эмигрантской газеты "Дзенник Польски" вполне откровенно писал: "Я убежден, что без западных радиостанций, и особенно без "Свободной Европы", никогда бы не дошло до возникновения "Солидарности".
Так со второй половины 1980 г. Польша стала объектом тотальной диверсии международного империализма во главе с США, на осуществление которой не в последнюю очередь была брошена вся мощь современного радиооружия - многочисленные, оснащенные по последнему слову техники подрывные радиостанции капиталистических стран. Только на территории ФРГ, близ границы с ГДР и ЧССР, то есть неподалеку и от границ ПНР, было размещено к 1983 г. 326 радиопередатчиков и 38 различных ретрансляционных станций. Они денно и нощно выбрасывают в эфир "польские программы". "Цинизм этих программ, - пишет польский публицист Ян Гадомский, - беспределен. Они открыто призывают к антигосударственным выступлениям в Польше, пытаются скомпрометировать в глазах поляков социализм, передают инструкции, адресованные укрывающимся в подполье организаторам контрреволюции. Впрочем, подобного рода деятельность проводилась и раньше. Но никогда прежде она не велась с таким размахом".
Массированная атака на социалистическую Польшу, готовившаяся с середины 70-х и широко развернутая в начале 80-х годов, явилась частью глобальной стратегии, осуществляемой идеологическими диверсионными центрами Запада. В рамках этой стратегии арена империалистического "театра радиовойны" продолжала и продолжает расширяться. Так, наряду с "антипольским" фронтом в эфире появился "антиафганский". Но об этом - в следующей статье.
___
* См. "АиФ" NN 39 - 41.
А. ПАНФИЛОВ, доктор исторических наук.