Примерное время чтения: 6 минут
147

ПО ПРОСЬБЕ ЧИТАТЕЛЕЙ. Чтобы удовлетворить спрос населения

НЕСМОТРЯ на очевидные достижения социалистической экономики, буржуазные идеологи не перестают утверждать, что централизованное планирование не дает предприятиям проявлять самостоятельность, гибкость, предприимчивость. Искажая реальное положение, они к тому же замалчивают тот факт, что именно благодаря плановости наша страна из аграрной превратилась в высокоразвитую державу за исторически короткий срок и продолжает двигаться вперед без кризисов и потрясений.

Да, у нас еще есть недостатки, особенно это касается выпуска и реализации товаров народного потребления. Не всегда удовлетворяется спрос, особенно на модные изделия, оставляет желать лучшего и качество отдельных товаров. Со всем этим сейчас ведется решительная борьба, и у нас есть все условия для преодоления этих недостатков. Но так было далеко не всегда. Люди старшего поколения знают, что долгое время наша промышленность, которой, кстати, всего-то чуть более полувека, в основном занималась выпуском крайне необходимых народному хозяйству станков, машин и т. д. А развитие легкой промышленности шло меньшими темпами. Но сейчас она развивается ускоренно. Здесь, как и во всей промышленности, идет активный поиск новых форм хозяйствования, развивается социалистическая предприимчивость, повышается заинтересованность предприятий в выпуске качественной продукции.

РОЛЬ ХОЗЯЙСТВЕННОГО ДОГОВОРА

"АиФ" уже писали о проводимом с 1 января текущего года крупномасштабном экономическом эксперименте (см. NN 34, 43). Хочется, однако, напомнить, что одним из основных направлений этой работы является большая ориентация на четкое выполнение планов поставок в соответствии с договорными обязательствами. Не последнюю роль здесь играет материальное стимулирование. В этой связи значительно повышается значение хозяйственного договора при производстве товаров народного потребления, так как его выполнение теперь является важным показателем для начисления премий.

Аналогичные принципы положены сейчас и в основу формирования фондов экономического стимулирования предприятий. Причем размер сокращения отчислений в фонд материального поощрения за невыполнение договоров по поставкам для предприятий становится довольно ощутимым.

И наоборот, за перевыполнение договорных обязательств, особенно если это касается дефицитных, пользующихся повышенным спросом населения товаров, отчисления в фонды экономического стимулирования увеличиваются. Материально поощряются и отдельные работники, благодаря которым стало возможным перевыполнение плана.

ОТ ЭКСПЕРИМЕНТА - К ПРАКТИКЕ

Согласно условиям эксперимента, проводимого в производственных объединениях и на предприятиях Министерства легкой промышленности Белоруссии, сейчас выполнение предприятиями обязательств по поставкам продукции оценивается по объему ее реализации, исходя из заключенных договоров, а не по общему росту производства в целом.

При этом, если план реализации продукции не выполнен, фонд материального поощрения уменьшается на 3%. Предприятия, кроме того, подвергаются штрафу, который выплачивается за счет их прибыли. А при полном соблюдении договорных обязательств фонд материального поощрения возрастает на 15%.

В Риге проводится эксперимент, цель которого - совершенствование системы хозяйственных взаимоотношений между торговлей и промышленностью. Ряд магазинов города продает особо модные изделия местного швейного объединения "Латвия" по договорным ценам, которые устанавливаются по согласованию сторон - представителей предприятия-изготовителя и магазинов (либо оптовых баз).

Уже сейчас можно сказать, что спрос на особо модные изделия стал удовлетворяться полнее, а промышленное объединение получило возможность не только покрывать убытки, возникающие при изготовлении новых изделий, но и получать прибыль.

Важно подчеркнуть, что опыт установления договорных цен уже вышел за рамки эксперимента.

Однако до последнего времени доля изделий, поставляемых в торговлю по договорным ценам, в целом по стране в общем объеме производства соответствующих товаров была мала. Объяснялось это ограниченным объемом первых опытных партий товаров, на которые разрешалось устанавливать договорные цены. Сейчас сняты ограничения на выпуск особо модных швейных изделий из шерстяных и шелковых тканей (кроме штапельных), мебельных гарнитуров, наручных часов, а по остальным товарам почти вдвое увеличены предельные размеры опытных партий.

ВЫИГРЫВАЕТ НАСЕЛЕНИЕ

Проводимые эксперименты своей конечной целью имеют повышение жизненного уровня трудящихся, более полное удовлетворение всевозрастающих потребностей советских людей.

Вероятно, нельзя не вспомнить, что основной целью рыночной экономики, свободной торговли на Западе является получение возможно больших прибылей. Потребитель же выступает лишь как средство их получения. Ему стараются навязать товар, иной раз совершенно ему ненужный. Но агрессивная реклама заставляет гнаться за модой, за престижными вещами. И бедные вынуждены тянуться за состоятельными, состоятельные - подражать богатым. Результат - нажива для предпринимателей, пожизненная кабала для основной массы потребителей.

В нашей стране принцип совершенно другой. Учитываются интересы обеих сторон - и производителей товаров, и их потребителей.

Более гибкие по сравнению с предыдущими годами формы производства потребительских товаров ощущаются всеми. Приведем такие цифры: в 1983 г. выпуск товаров для народа по сравнению с 1982 г. увеличился на 4,3% (против 3,9% увеличения производства средств производства). Наиболее высокими темпами возрастал выпуск товаров, спрос на которые удовлетворялся еще не полностью. Например, производство телевизоров цветного изображения увеличилось на 9%, мебели - на 6%. Соответственно возрастают и объемы реализации этих изделий. Еще совсем недавно в разряд дефицитных входили такие товары, как фарфоровая и фаянсовая посуда, хрусталь, постельное белье, некоторые другие. Сейчас спрос на них практически удовлетворяется полностью.

Дальнейшему повышению покупательной способности населения способствует и более гибкая политика в области цен. В частности, периодически снижаются государственные розничные цены на товары, спрос на которые удовлетворяется. Так, с 1 сентября 1984 г. на 20 - 30% снижены розничные цены на ряд товаров повседневного массового спроса (в частности, швейные, трикотажные, чулочно-носочные, галантерейные изделия), некоторые товары культурно-бытового и хозяйственного назначения. Впервые в таких значительных масштабах снижены цены на товары для детей. Общая сумма снижения розничных цен в расчете на год составила 2,2 млрд. рублей.

Входит в постоянную практику и сезонная распродажа товаров по сниженным ценам. Это также во многом помогает покупателям приобрести добротные изделия по более низким ценам, а торговле- реализовать излишки товаров.

Таким образом, благодаря новым формам хозяйствования, позволяющим предприятиям проявлять больше смекалки, гибкости, предприимчивости, в выигрыше остаются и производители, и потребители товаров.

Е. ЖАРЕНКОВ, кандидат экономических наук;

А. ЛЕВИН, кандидат экономических наук

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно