Довольно часто представления о поездках известных исполнителей за рубежи нашей Родины складываются из впечатлений об их "парадной" стороне. Порой мы даже не догадываемся, с какими трудностями сталкивается артист, в какие неожиданные ситуации он попадает. Именно это ощущаешь, беседуя с прославленной советской певицей Ириной Константиновной АРХИПОВОЙ.
- Так уж получилось, что гастроли 1983/84 года начались еще до открытия сезона в Большом театре. Через два дня после традиционного сбора труппы нужно было лететь в Вену. Там с итальянским дирижером Рикардо Шайи (с ним мы знакомы по совместным выступлениям в Шотландии и Италии) и Кливлендским оркестром я участвовала в записи кантаты Прокофьева "Александр Невский". Оттуда сразу нужно было отправляться в Лондон, а затем в Манчестер (дирекция театра "Ковент-Гарден" из-за финансовых осложнений перенесла открытие сезона из столицы в этот крупный промышленный центр Англии). По традиции в премьерах участвовали гастролеры - известные солисты оперных театров мира. В "Трубадуре" Верди в партиях графа ди Луны и Азучены выступили Юрий Мазурок и я.
Премьера прошла удачно, и все последующие спектакли давались при полном аншлаге.
В Манчестере всех певцов, приглашенных для участия в премьере, поселили в огромной гостинице. Она одна занимает целый квартал. Как-то ночью раздался непрерывный звук сирены. Я сначала не поняла, в чем дело. Потом позвонили по телефону и сообщили, что это пожарная тревога и всех просят скорее спуститься вниз.
В просторном холле на первом этаже народу собралось очень много. Некоторые выбежали из своих номеров в чем попало - в халатах, тапочках на босу ногу и пледах.
Вскоре выяснилось, что пожар был "местного значения", и все обошлось.
Несмотря на занятость в "Ковент-Гардене", все же удалось выкроить несколько дней в расписании для поездки в Афины на концерт, посвященный памяти великой певицы XX века Марии Каллас. Но тут в театре произошли некоторые репертуарные сдвиги, о которых я, в силу обстоятельств, узнала в последний момент: получилось так, что спектакль в Манчестере и концерт в столице Греции разделяли всего 24 часа. "Атенеум" настаивал на том, что концерт должен состояться. Мне пришлось рисковать. Спев вечерний спектакль, после долгого ожидания в аэропорту, я прилетела в Афины гораздо позлее, чем предполагала, и едва успела подготовиться к концерту...
Камерные произведения Глинки, Мусоргского, Чайковского, Рахманинова до сих пор в основном не были известны греческим слушателям. Покоряла внимание и удивительно чуткая реакция на музыку русских классиков: шеститысячная аудитория слушала, буквально затаив дыхание...
А в феврале этого года мне довелось побывать в одном из самых маленьких государств Южной Европы - княжестве Монако. Я убедилась: оно не избавлено от больших проблем, тяготящих любое капиталистическое государство. Так, совершенно привычны в его внутреннем укладе забастовки, с которыми приходилось сталкиваться во время пребывания в этой уютной и, на первый взгляд, далекой от серьезных забот стране.
Телевизионные программы наводнены ужасами и сценами насилия, периодически дается информация о нападениях, ограблениях и убийствах. Психопатия и неврастения здесь самые распространенные явления. В соседнем номере комфортабельного отеля, где меня поселили, жила дама, у которой телевизор все время работал на полную громкость. Когда перед премьерой понадобилось выспаться, отдохнуть, непрекращающийся мощный звук телевизора стал просто невыносим. Нам с дежурной отеля стоило большого труда проникнуть к ней и уговорить сделать звук потише.
Как выяснилось, эта дама - богатая итальянка, которая боится жить дома из страха быть похищенной. Она скрывается в отеле, закрыв дверь номера на ключ и для верности забаррикадировав ее мебелью, пытаясь таким образом уберечь себя и свое состояние от налета гангстеров...
Мне сообщили, что в Монте-Карло находится вдова великого певца Марио дель Монако Феодорина, и дали ее телефон. Я тут же позвонила этой замечательной женщине, инициатору приезда прославленного итальянского тенора в Москву.
Мы долго говорили о незабываемом артисте и человеке, который оставил такой яркий след в истории современного оперного театра. Дель Монако любил нашу страну. В книге воспоминаний он даже признается, что самый большой успех имел в Москве и всю жизнь помнил об этом, рассказывал о нашей стране своим сыновьям и друзьям.
...Когда проходила эта беседа корреспондента журнала "Музыкальная жизнь" с Ириной Константиновной Архиповой, она собиралась в очередную поездку. Впереди снова была напряженная работа.