Однажды к директору Миланской консерватории Франческо Базили явился молодой человек, по виду простой крестьянин, и заявил, что он родом из местечка Ронколе, близ провинциального городишка Буссето, отец его держит трактир, а сам он музыкант и хотел бы поступить учиться. Поморщившись при виде неотесанного юноши, директор все же согласился послушать его. "Оставьте мысль о консерватории", - вынес Базили свой вердикт, и провинциалу ничего не оставалось, как убраться восвояси. Было это в 1832 году.
Прошло несколько десятков лет, и Миланская консерватория не без труда добилась чести называться именем сына трактирщика из Буссето. И имя это - Джузеппе Верди.
Не обладай Джузеппе честолюбием и целеустремленностью, не верь он твердо в свою звезду, мир лишился бы величайшего оперного композитора. После сурового приговора Базили Верди не уехал домой, а остался в Милане и начал брать частные уроки у директора театра Ла Скала Лавиньи, под его руководством были написаны первые сочинения Верди. Однако никакого успеха они не имели, и лишь в 1838 году Джузеппе успешно дебютировал на сцене Ла Скала со своей оперой "Оберто, граф Сан-Бонифачо".
Дирекция заключила с молодым композитором кабальный контракт, согласно которому он должен писать по три оперы в год. Первую же оперу, "Мнимый Станислав", ждал провал. Задуманная как комическая, она получилась вовсе не смешной. И мало кого волновало, что во время ее написания Верди было не до смеха: почти одновременно он потерял жену, дочь и сына.
1842 год - год первого триумфа композитора. Его опера "Навуходоносор" прошла с блестящим успехом, но это была лишь короткая вспышка, за которой последовали годы забвения. Верди без устали работал, писал по одной, а то и по две оперы в год, но все они проходили незамеченными. И лишь в 1851 году о Верди заговорили как о европейском композиторе. На сцене была поставлена опера "Риголетто", и трагическая история шута, вынесшего беспощадный приговор хозяину-герцогу, похитившему его дочь, никого не оставила равнодушным. Мелодии из этой оперы пели везде. И сейчас вряд ли кто-нибудь не узнает знаменитое "Сердце красавицы".
В 1853 году всю Европу с триумфом обошла опера "Трубадур", а в Венеции была поставлена "Травиата", сюжет которой Верди взял из романа А. Дюма-сына "Дама с камелиями". Трудно поверить, но эта знаменитая на весь мир опера сначала не понравилась зрителям. Причина в том, что Верди рискнул вывести в ней своих современников, перенести действие из далеких исторических или мифических времен в настоящее время. Зрители не готовы были видеть актеров в таких же костюмах, в которые одеты они сами, узнавать в декорациях обстановку своих собственных комнат и, наконец, сопереживать такой привычной, на каждом шагу встречающейся трагической истории любви светского юноши и женщины не его круга.
Прошел год, прежде чем публика приняла новаторство оперы. "Травиата" была поставлена снова, и с тех пор победно шествует по всем оперным театрам мира.
Верди подтверждает свою репутацию европейского композитора, его оперы идут во многих столичных театрах. В 1858 году на сцене римского "Аполло" поставлена опера "Бал-маскарад", в 1862 году в Петербурге - "Сила судьбы", в 1867 году в Париже - "Дон Карлос".
Настоящий фурор вызывает новое творение Верди, написанное по заказу египетского хедива Измаил-паши к открытию Суэцкого канала, - опера "Аида". Она обошла все сцены Италии, а после первого представления в Милане в 1872 году автору были устроены грандиозные овации, он выходил на сцену более тридцати раз.
"Аида" - двадцать четвертая опера Верди, а всего он написал двадцать шесть. Причем последние две созданы после 16 лет полного молчания композитора. Трудно сказать, что заставило маэстро бросить рукоплескавший ему Милан и уединенно поселиться в своем имении Сант-Агата, где он вел жизнь простого крестьянина. Всемирно известный композитор часами работал в поле, рыл артезианские колодцы, собирал урожай.
Лишь на восьмом десятке, когда никто уже ничего от него не ждал, Верди вдруг представляет на суд публики свои замечательные оперы "Отелло" и "Фальстаф". Это плод глубоких уединенных размышлений автора. Философская глубина, выразительность и правдивость последних опер Верди ставят их на вершину мирового оперного искусства.
Это интересно
Однажды к уже знаменитому на весь мир Верди пришел начинающий восемнадцатилетний композитор. Он долго и с упоением рассказывал мэтру о своей музыке, не допуская и тени сомнения в собственной гениальности.
Верди внимательно выслушал юношу и с улыбкой сказал:
- В вашем возрасте я тоже считал себя великим музыкантом и все время говорил: "Я". В двадцать пять лет я уже говорил: "Я и Моцарт", в сорок - "Моцарт и я". А теперь я просто говорю: "Моцарт".
Смотрите также: