НАТО с самого начала была задумана и стала активным инструментом в руках Вашингтона в проведении политики силового давления на Советский Союз, печально известной политики "холодной войны". Вместе с тем лидеры союза давно пришли к выводу о необходимости обратить внимание на "психологическое" обеспечение готовящихся или реализуемых милитаристских авантюр.
СЛУЖБА ДЕЗИНФОРМАЦИИ
НАТО, по существу, превратилась в центр антикоммунистической деятельности, где происходит формирование идеологического фронта капитализма. Ставка на силу и шантаж против социализма становится бесперспективной и просто опасной. И поэтому империализм делает все больший упор на идеологическую борьбу с коммунизмом, разумеется, не отказываясь при этом ни от военных приготовлений, ни от нагнетания международной напряженности.
В атлантической штаб-квартире вопросы информации и пропаганды находятся в ведении политического отдела, подчиняющегося генеральному секретарю НАТО и его заместителю по политическим вопросам. Политическому отделу подчинены так называемый директорат по информации и служба печати. В составе секретариата НАТО в свое время была создана рабочая группа по вопросам "психологической войны", не базе которой был развернут и ныне действует постоянный комитет по координации подрывной деятельности, в целях маскировки именуемый комитетом по вопросам информации и культурным связям.
Вся эта система пропагандистских подразделений зовется "службой информации". На первый взгляд, ее предназначение - заниматься вроде бы протокольными делами, связанными с деятельностью журналистов, аккредитованных при штаб- квартире НАТО. Однако, присмотревшись к ее деятельности, приходишь к выводу, что протокольные дела - лишь частичное и не самое главное занятие.
Служба информации анализирует информацию о внешней и внутренней политике различных стран, прежде всего государств социалистического содружества, на основании чего разрабатываются рекомендации по информационно- пропагандистской работе. Служба координирует деятельность идеологических подрывных центров империализма против социализма. Пропагандистский аппарат НАТО являет собой своеобразный наднациональный орган, который разрабатывает и внедряет в практику такие пропагандистские концепции, которые в обобщенном виде отражают милитаристские и антикоммунистические интересы наиболее агрессивных кругов блока. Этот аппарат, кроме того, призван обеспечить позитивное отношение населения натовских стран к военно-политическим доктринам атлантистов.
События последнего времени подтверждают: натовская пропаганда не обходит практически ни одно крупное событие в международной жизни или внутри социалистического содружества. Инструктивные совещания, пресс-конференции, даже "симпозиумы" работников подрывных пропагандистских служб и средств информации Запада вырабатывают единое направление деятельности, единый тон выступлений.
На таких совещаниях и "симпозиумах" (а их - 40 - 50 в год с общим числом участников 4 - 5 тыс.) обсуждаются вопросы подготовки массированных пропагандистских кампаний.
ПРИРУЧЕННАЯ "СВОБОДНАЯ" ПРЕССА
В штаб-квартире НАТО постоянно действует пресс-центр. Через него руководители блока инспирируют темы выступлений в печати, "делают" нужную информацию или дезинформацию. Нередко постоянно аккредитованный в Брюсселе журналистский корпус используется для запуска "пробных шаров" или проведения каких-либо пропагандистских кампаний.
После общих пресс-конференций представители национальных делегаций дополнительно прорабатывают вопросы уже только со своими "надежными" журналистами, нередко снабжая их заготовленными "болванками" будущих статей. Тем не менее как в периоды каких-либо крупных мероприятий, так и в повседневной практике "погода делается" для западной печати с помощью приближенной к пропагандистской кухне НАТО группы журналистов К такой группе "избранных" относятся корреспонденты и военные обозреватели крупнейших западных агентств - ЮПИ, Франс Пресс, Рейтер, ДПА, важнейших органов печати капиталистического мира. "Свои журналисты" готовы по первому сигналу изложить натовскую точку зрения. "Приближенные" пользуются покровительством руководства блока. Одновременно, как подчеркнул бывший генеральный секретарь НАТО Й. Лунс в служебном письме представителю США в постоянном совете блока (по сообщению бельгийского еженедельника "Нив"), проводится "успешная работа по составлению списка журналистов, отрицательно относящихся к определенным аспектам политики сообщества" (читать следует - составлению "черных списков". - Ю. Н.).
Организуются "ознакомительные" поездки журналистов в страны, входящие в НАТО. За счет секретариата НАТО газетчиков из разных стран отправляют в поездку, ставя перед ними откровенную задачу: подтвердить наличие веры в данной стране в "атлантическую солидарность".
ПЕЧАТНЫЙ КАМУФЛЯЖ
Значительное внимание уделяется выпуску печатной пропаганды - периодики, книг, бюллетеней, брошюр. Оправдание милитаристской политики НАТО и восхваление деятельности союза сочетается в них с грубым извращением целей внешней политики СССР и стран социализма. Среди периодических изданий натовской штаб-квартиры выделяются:
* двухмесячный журнал "Ревю де л'ОТАН" (выходит на языках стран-членов союза) - своего рода официоз, на страницах которого обсуждаются проблемы военно-политического характера, значительное внимание, особенно после подписания хельсинкского Заключительного акта, уделяется идеологическим вопросам;
* журнал "НАТО - сикстин нэйшнз", практически объединенное издание военно-промышленных комплексов стран НАТО, каждый номер посвящен рассмотрению военно-стратегических вопросов половина журнала заполнена рекламой различных видов вооружения;
* бюллетень "Нувель атлантик" (на французском и английском языках) - оперативное издание, ориентир "атлантической" общественности и средств информации о происходящих в странах НАТО и в мире событиях, нередко отправной пункт для запуска "пробных шаров" и начала идеологических диверсий.
Одним из крупнейших и, пожалуй, активнейших в последнее время подразделений этой службы является отдел телевидения, кино и радиовещания. К нему тесно примыкает фотоотдел.
Тематика буклетов, брошюр, книг довольно разнообразна и затрагивает не только военные аспекты. В них рассматриваются экономические и научные вопросы, состояние дел в области "моральных ценностей" НАТО и т. д. - все, естественно, под углом зрения деятельности Североатлантического союза. Такие издания призваны замаскировать милитаристскую сущность НАТО, представить ее в миротворческом одеянии.
Стремлением навязать свои взгляды возможно более широкому кругу людей объясняется тот факт что натовские издания распространяются бесплатно: рассылаются в национальные и университетские библиотеки, высшие учебные заведения и колледжи, редакции, руководству политических партий и организаций, фирмам, частным лицам или попросту раздаются участникам всякого рода собраний, туристам.
СОРКЕСТРОВАННЫЕ ИНСИНУАЦИИ
Информационно-пропагандистская служба НАТО не ограничивает свою деятельность штаб-квартирой блока. Проводниками "атлантических" идей является и ряд привязанных к блоку организаций. Так пропагандой "лучшего понимания деятельности НАТО" занимается созданная в 1955 г. Ассоциация Североатлантического договора (ее штаб- квартира тоже находится в Брюсселе).
Особенно заметно торчат длинные уши информационно- пропагандистского центра НАТО при организации а сотрудничестве с ЦРУ США антисоветских пропагандистских кампаний вроде "операции Солженицын", "дела Сахарова" и т. п. Соркестрованными залпами клеветы и инсинуаций натовская пропагандистская машина поддержала затеянную бывшей американской администрацией Картера антисоветскую провокационную кампанию вокруг "прав человека", нечистоплотную возню вокруг Олимпиады-80, клевету о причастности нашей страны к "международному терроризму"... Ведущее же место среди всей этой "аргументации" лжи занимает миф о "советской военной угрозе", об "агрессивном" характере политики СССР.