Примерное время чтения: 5 минут
290

ИСК ИМПЕРИАЛИЗМУ. БХОПАЛ: КАК ЭТО БЫЛО

Вот что передали из Бжопала (Индия) корреспонденты агентства Ассошиэйтед Пресс ХАРБАКШ СИНГХ НАНДА и ТИНА ЧОИ

"БЕЛАЯ СМЕРТЬ" пришла в лачугу Бимлы Деви через час после полуночи. Она проснулась, встревоженная кашлем свекра и странным жжением на губах и на роговице глаз. Муж приказал ей взять на руки их единственного ребенка и немедленно бежать из дома.

Тишину ночи наполнили панические возгласы и топот тысяч бегущих ног. Люди не могли сдержать рвоту, хватались за нестерпимо болевшие глаза. Каждый пытался спасти детей и имущество.

Бимла Деви, настигаемая зловещим облаком беловатого цвета, бежала наперегонки со смертью и победила, но когда она оказалась в безопасности, у нее на руках лежало безжизненное тело ребенка. Ее муж и страдающий от астмы свекор, которого он не захотел покинуть, умер ли еще до рассвета.

Облако смертоносного газа - метилизоцианита - поднялось в небо с соседнего предприятия по производству пестицидов, расположенного в 50 метрах от жилища Бимлы Деви и нескольких тысяч таких же жалких лачуг в поселении Джайпракаш-Нагар.

"Безопасность - дело каждого" - гласил плакат над входом на предприятие.

Однако в ту ночь, где-то с 23 часов до 1 часа ночи 2 декабря, на предприятии, принадлежащем американской корпорации "Юнион карбайд", произошла ужасная авария. В эти два часа уложилась одна из самых кошмарных в истории катастроф производственного характера.

НИ ОДИН ИЗ ТЕХ, кто выжил в этом кошмаре и с кем удалось побеседовать, не смог вспомнить, не считая тревоги, никаких попыток руководства предприятия предупредить местных жителей об опасности, когда началась утечка газа. Более того, все обстояло как раз наоборот: именно пострадавшие первыми предупредили полицейских, которые после этого позвонили руководителям предприятия.

Люди, пережившие катастрофу, утверждают, что некоторые, услышав сигнал тревоги на предприятии и заметив поднимающееся в небо облако, подумали, что на заводе пожар, и хотели помочь в тушении огня. Они побежали к предприятию навстречу своей смерти. Другие запирали двери, однако газ все-таки проникал внутрь сквозь щели, превращая комнаты в газовые камеры. Некоторые, вдохнув жгучего газа, начинали биться в судорогах. Многие умирали во сне.

На железнодорожной станции в четырех километрах к востоку от предприятия известный всей округе начальник железнодорожного узла Хариш Друв рано утром поднялся, чтобы встретить важного гостя. Он так и умер на своей станции, а вместе с ним - около 25 носильщиков и нищих. Зал ожидания для пассажиров первого класса превратился в полевой госпиталь. По соседству в автобусном депо на скамьях для пассажиров спала группа бездомных бедняков. Они так и не проснулись.

В ПОСЛЕДУЮЩИЕ несколько часов газ-убийца покрыл в Бхопале территорию площадью примерно в 40 км"sup"2"/sup". ОН "захватил" на своем опустошительном пути по меньшей мере одиннадцать поселений, где жило в общей сложности 200 тыс. человек. Самыми тяжкими последствия были в полосе к югу от предприятия в радиусе около 5 километров.

Беднота в Бхопале пострадала больше, чем люди состоятельные: бедняки жили на дешевых участках по соседству с предприятием на окраине этого в целом милого городка с живописными холмами и озерами. По словам врачей, многие дети бедняков были ослаблены недоеданием, и поэтому их организм меньше сопротивлялся смертоносному газу. Бедняки спасались от облака газа бегом, люди более состоятельные уезжали на машинах и грузовиках.

Погибли целые семьи: девятилетний Шан Би и его младший братишка бежали за отцом и матерью до тех пор, пока их не согласились подвезти до крупнейшей в городе больницы "Хамидия". Отец умер еще по дороге. Мать скончалась в больнице. Оба брата умерли позднее у дяди.

Очевидцы видели мать, рыдавшую над телами четырех своих погибших детей. Такие же сцены повторялись и в последующие дни: люди продолжали умирать.

Помещение морга было переполнено, и тела умерших складывали на лужайке. Вскоре после полудня первую партию трупов отправили в места захоронения и кремации. У дороги на Чхолу тела складывали в пирамиды, чтобы ускорить кремацию и сэкономить дрова. Мусульмане хоронили детей в братских могилах.

ПО СЛОВАМ ОЧЕВИДЦЕВ, некоторые пострадавшие умирали быстро, буквально через 15 минут после попадания в зараженную зону. Другие успевали уйти довольно далеко и умирали через несколько часов или даже дней. По свидетельству врачей, попавший в атмосферу газ оказывал такое же воздействие, как очень сильный слезоточивый газ. Кроме того, он вызывал сильнейшее раздражение легких, которые впоследствии наполнялись жидкостью, и приводил к тому, что люди как бы "захлебывались". Врачи опасаются, что даже те, кто выжил, всю жизнь будут страдать болезнью печени и почек, что у них будут появляться мертворожденные дети, наблюдаться случаи слепоты и умственной отсталости.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно