ФАКТЫ И СВИДЕТЕЛЬСТВА ОЧЕВИДЦЕВ
* Ранним утром 16 декабря 1944 г. на Западном фронте второй мировой войны немецко-фашистские войска нанесли мощный, силами трех армий, удар в Арденнских горах в стык между американскими и английскими армиями, который застал союзное командование врасплох. "Впросак попали не только я и командующие армиями, - писал командующий 12-й группой армий американский генерал О. Брэдли, - но также Монтгомери и Эйзенхауэр".
* Немецкие войска, прорвав, по словам очевидца событий - американского журналиста Р. Ингерсолла, "линию обороны на фронте в пятьдесят миль, хлынули в этот прорыв, как вода во взорванную плотину. А от них по всем дорогам, ведущим на запад, бежали сломя голову американцы". Прорывом на Антверпен гитлеровцы собрались устроить союзникам "второй Дюнкерк"...
* Однако к 25 декабря немецкое контрнаступление выдохлось. У гитлеровского командования не нашлось более сил для его продолжения. Потери сторон были примерно равны. У союзников они составили 76 890 человек, у гитлеровцев - 81 834.
* Тем не менее, признав 28 декабря провал контрнаступления в Арденнах, Гитлер не отказался от поставленной цели. Он решил нанести новый удар южнее, в Эльзасе, после чего возобновить наступление на Маас. В результате начатой 31 декабря операции в Эльзасе фашистские войска к исходу третьего дня оказались в 30 км от Страсбурга. Почти одновременно гитлеровцы активизировали свои действия в Арденнах.
ДОМЫСЛЫ "СОВЕТОЛОГОВ"
В попытках фальсифицировать историю второй мировой войны ряд буржуазных историков (например, М. Фройнд, Дж. Страусов, Дж. Эйзенхауэр и др.) использует сам факт немецкого контрнаступления в Арденнах для утверждения, будто во второй половине 1944 г. центр тяжести вооруженной борьбы переместился с Востока на Запад.
Провал контрнаступления преподносится как доказательство того, что решающую роль в его срыве сыграли западные союзники, чьи действия предопределили-де успех как советского наступления с рубежа Вислы, так и европейской кампании в целом.
"Все немецкие армии" якобы "были скованы на Западе". Такая версия прямо подводит к трактовке Западного фронта как главного фронта войны.
ЧТО ЗАМАЛЧИВАЮТ БУРЖУАЗНЫЕ ИСТОРИКИ
Чем же было вызвано немецкое контрнаступление на Западе той последней военной зимой?
1. ИСТИНА состоит прежде всего в том, что и после открытия второго фронта советско-германский фронт продолжал приковывать к себе основные силы гитлеровской Германии и ее малочисленных союзников. В разгар Арденнского наступления, например, на Востоке было сосредоточено 59% всех немецко-фашистских войск (185 дивизий и 21 бригада) по сравнению с менее 24% на Западном фронте (74 дивизии и 3 бригады).
Свой последний шанс избежать полного поражения и безоговорочной капитуляции, спастись от суда народов гитлеровское руководство видело в расколе антифашистской коалиции. "Если теперь нанести по ним несколько мощных ударов, - разглагольствовал Гитлер 12 декабря 1944 г., - то в любой момент может случиться, что этот "единый", искусственно поддерживаемый фронт внезапно рухнет с оглушительным грохотом..." Этот раскол "фюрер" надеялся подтолкнуть серьезным военным успехом только на Западе.
2. РАССЧИТЫВАТЬ на такой успех на Востоке было делом безнадежным. "Русские, - писал после войны бывший начальник гитлеровского штаба оперативного руководства А. Иодль, - располагали настолько мощными резервами, что даже в случае успеха нашего наступления мы уничтожили бы 30 русских дивизий, а это ничего не изменило бы..." Надежда на успех авантюры на Западе, перед которой ставилась прежде всего политическая цель - заставить американцев и англичан пойти на сепаратные переговоры, - вот что скрывалось за решением гитлеровцев предпринять контрнаступление в Арденнах и что замалчивают буржуазные историки.
3. РЕШАЮЩИЙ характер борьбы на советско-германском фронте вынудил гитлеровцев ограничиться минимумом сил и средств, выделяемых для арденнского контрнаступления. Ударную группировку им пришлось создавать исключительно за счет Западного фронта, остатков ранее разгромленных частей и призыва в армию резервистов и юнцов.
Вместо запланированных 25 дивизий им пришлось ограничиться 21 дивизией; танки имели горючего лишь на половину глубины намеченной операции. Бывший начальник генерального штаба сухопутных войск вермахта генерал Ф. Гальдер писал впоследствии: "Силы, использованные для наступления в Арденнах, были последними грошами обнищавшего человека... Во всяком случае, было недопустимо ставить задачу прорыва через Арденны до Антверпена нескольким дивизиям, которые не располагали достаточными запасами горючего, имели ограниченное количество боеприпасов и не получали авиационной поддержки".
И все же удар фашистов застал наших союзников врасплох. Их войска оказались в критическом положении.
ИЗ ПЕРЕПИСКИ И. В. СТАЛИНА С У. ЧЕРЧИЛЛЕМ
6 января 1945 г. У. Черчилль направил специальное послание И. В. Сталину. "На Западе идут очень тяжелые бои, - писал английский премьер-министр, - и в любое время от Верховного командования могут потребоваться большие решения". Черчилль просил проинформировать его, могут ли союзники "рассчитывать на крупное русское наступление на фронте Вислы или где-нибудь в другом месте в течение января...", считая это "делом срочным".
В ответ на обращение У. Черчилля 6 января с просьбой о помощи И. В. Сталин разъяснял 7 января: "...Учитывая положение наших союзников на Западном фронте, Ставка Верховного Главнокомандования решила усиленным темпом закончить подготовку и, не считаясь с погодой, открыть широкие наступательные действия против немцев по всему Центральному фронту не позже второй половины января. Можете не сомневаться, что мы сделаем все, что только возможно сделать для того, чтобы оказать содействие нашим славным союзным войскам".
ГДЕ НАХОДИЛСЯ ЦЕНТР ТЯЖЕСТИ БОРЬБЫ
Верная союзническому долгу, Советская Армия начала свою операцию с рубежа Вислы 12 января, а не 20-го, как планировалось ранее. В ходе грандиозной Висло-Одерской операции было уничтожено за 23 дня 35 дивизий противника, а 25 потеряли от 50 до 70% своего состава. Советские войска оказались в 60 км от Берлина.
Масштаб этой операции заставил гитлеровцев отказаться от каких бы то ни было наступательных действий на Западе. "В результате русского наступления... на Висле... - писал бывший начальник штаба германского командования "Запад" Б. Циммерман, - верховное главнокомандование отдало, наконец, приказ о постепенном отводе своих войск из Арденн на позиции Западного вала и об одновременной передаче почти одной трети этих сил на Восток".
До 31 января с запада на восток было переброшено 8 немецких дивизий, насчитывавших 800 танков и штурмовых орудий.
Центр тяжести борьбы продолжал оставаться на советско- германском фронте.