В США из 234 млн. человек населения - 400 супербогатых семей.
35 млн. бедняков.
11 тысяч детей ежегодно умирают от недоедания.
"Американский орел воспарил к новым высотам... Нашей стране суждено величие!.."
Пожалуй, именно эти хвастливые слова Рейгана кому-то в США могут показаться истиной. Ибо сильно обывательское убеждение, что Америка - страна самая богатая и могущественная. А потому, думают некоторые, разговор об американских бедняках, безработных, голодных выглядит нарочитой натяжкой.
Что ж, спору нет, Америка богата, очень богата. Она обладает мощной и развитой экономикой. Она по праву может гордиться своими достижениями в науке и технике. Всему этому, кроме прочего, способствовало и то, что США никогда не знали иноземных полчищ и пожарищ войны - войны не коснулись их территории.
Америка в самом деле может позаботиться о своих нуждающихся гражданах. Существующая в США система социального обеспечения - одно из самых важных завоеваний рабочего класса страны.
Можно согласиться и с тем, что американский бедняк сегодня - не тот нищий и голодный безработный, что был во время "великой депрессии" 30-х годов. Его, видимо, нельзя сравнивать и с бедными других, особенно африканских стран. Встретишь безработного где-нибудь на улице Бостона - не сразу определишь: ведь довольно прилично одет, почти не отличается от других, нередко имеет свой, пусть подержанный, автомобиль...
И все же... В богатой, преуспевающей Америке вовсю процветают нищета, голод, бродяжничество из-за отсутствия крова над головой. По официальной статистике, с 1979 по 1983 г. число бедняков в США возросло на 8,4 млн. человек. Население целой Швеции!
А что это значит для каждого из этих людей? Не только резкое сокращение возможности обеспечить необходимым семью, дать детям образование, наконец, накормить досыта. Это прежде всего унижение человеческого достоинства, растущее чувство своей неполноценности, никчемности, одиночества.
На фоне кричащей роскоши других, лоснящегося рекламного богатства вокруг эта бедность выглядит еще более контрастно. А высокопарность выступлений президента, обещающего всему народу новый "золотой век" и "всеобщее благоденствие", лишь еще больше выпячивает и обнажает отчаяние обездоленных, делает их еще ущербнее. Не потому ли резко возросло число самоубийств среди отверженных американцев?
Познакомьтесь с материалами этого разворота. Все они - из американской прессы. И все они - свидетельство "из первых рук" неблагополучия, нищеты и отчаяния богатой Америки.
* * *
"Мы созидаем новую Америку, страну, находящуюся на подъеме, вновь исполненную жизненных соков, мощную и энергичную.
...Мои сограждане! Нашей стране суждено величие. Мы должны делать то, что, как нам известно, является правильным, и делать это, используя всю нашу мощь.
Пусть история скажет о нас: это были золотые годы, когда возродилась американская революция, когда свобода обрела новую жизнь, когда Америка проявила свои лучшие качества".
Р. РЕЙГАН. Из инаугурационной речи 21 января 1985 г.
* * *
* "О бедности никогда много не говорят. А администрация Рейгана предпочитает вообще помалкивать об этом".
"Нью-Йорк таймс"
* * *
* "Я был бы доволен, если бы президент Рейган хоть раз на себе испытал, что значит быть бедным и голодным".
Из сочинения нью-йоркского школьника.
* * *
* Согласно исследованиям, проведенным Федеральной резервной системой США, за время правления Рейгана число американцев, живущих ниже официальной "черты бедности", возросло с 29,3 млн. до 35,3 млн. человек и составляет ныне 15% всего населения страны.
* * *
* Армия американских безработных (полностью и частично), по данным профсоюзов, насчитывает ныне 15 млн. человек. А те, кто имеет место, находятся в кабале у капитала. Так, по подсчетам специалистов, рабочий в США из 8 часов в день трудится на себя лишь 2 часа 9 минут, на предпринимателя же - 5 часов 51 минуту. Это означает, что рабочие США трудятся ради прибыли компаний и уплаты налогов 9 месяцев в году.
* * *
* По официальным данным, на долю 2% самых богатых американцев приходится ныне 15% всех доходов, 30 % финансовых средств, 20% собственности, 33% частных предприятий. Они владеют 50% всех акций, более 70% облигаций и других ценных бумаг, 20% всей земельной частной собственности в США.
* * *
* По подсчетам специалистов, с 1983 по 1985 г. разрыв в доходах богатых и бедных слоев населения увеличится. Бедные потеряют 20 млрд. долл., а богатые получат дополнительно 35 млрд. долларов.
* * *
Блеск одиночек
"В магазинах для особ из высшего собачьего и кошачьего "света" имеются очки от солнца, свитера, ошейники с драгоценными камнями, специальная зубная паста, дезодоранты, ботинки, бикини, мохнатые купальные халаты, береты. Последний "крик" собачьей моды - часы на лапку. В специальных салонах квалифицированные мастера делают замысловатые прически пуделям и шпицам. В такси, предназначенных только для собак, мчатся бульдоги и доберманы. В аристократические районы к таксам и овчаркам спешат приходящие няни. На самолетах, пароходах и поездах кошачья и собачья "элита" со всеми удобствами совершает кругосветные путешествия, останавливаясь в отдельных номерах фешенебельных отелей. "Состоятельные" коты и собаки отдыхают на ранчо в Аризоне или на горных курортах Новой Англии. Некоторые же предпочитают им Францию".
"Крисчен сайенс монитор", 21 января 1985 г.
* * *
Нищета миллионов
Американские епископы о проблемах США
"ПАСТЫРСКОЕ ПОСЛАНИЕ о католическом социальном учении и об американской экономике", выдержки из которого мы публикуем сегодня, - документ весьма необычный и во многом удивительный. Американские католические епископы высказывают свой взгляд на социальные и экономические проблемы современной Америки. Притом - что особенно интересно - делают это так, что и прогрессивные организации, пожалуй, могли бы подписаться под большинством положений послания. Если, конечно, исключить ссылки на "волю божью" и "нравственно-религиозные традиции".
Неужто и впрямь, как утверждают некоторые буржуазные идеологи, религия становится прогрессивной и даже якобы идет некое сближение идей христианства и марксизма?
Да нет. Скорее объяснение этого феномена заключается в том, что в странах, где властвует капитал, поднимается и ширится волна социального протеста.
В этом движении все большее, хотя и не всегда до конца осознанное, участие принимают широкие слои верующих. И, продолжая умело и тонко приспосабливаться к общественным процессам и явлениям, церковь стремится не остаться в стороне и на этот раз, дабы не потерять свое влияние в массах.
"ПРОЦВЕТАНИЕ РЯДОМ С НИЩЕТОЙ"
Неуверенность и смена надежды и страха имеют множество причин. Наша страна - одна из самых богатых в мире. Несмотря на это огромное богатство, она недавно пережила жестокий спад с самыми высокими показателями безработицы со времен "великой депрессии" 30-х годов. В ходе подъема после этого болезненного периода ситуация улучшалась, но по-прежнему существуют очень серьезные сомнения насчет будущего.
Процент бедности в последние годы резко возрос, и сейчас он достиг самого высокого уровня с 1965 года. Безработица на редкость велика, особенно среди национальных меньшинств и молодежи. Некоторые районы пострадали особенно тяжело, и их экономическое будущее поставлено под сомнение.
Фермеры со средними владениями, рабочие стареющих предприятий тяжелой промышленности, владельцы уязвимых мелких предприятий, беднота и национальные меньшинства во многих крупных городах подчас впадают в отчаяние.
Экономические разногласия и конфликты между людьми в нашей стране и во всем мире могут угрожать как единству человеческой семьи, так и единству церкви. Поэтому мы хотим призвать всех людей, независимо от их дохода или статуса, взять на себя новое обязательство в отношении экономической справедливости. Никто не может быть глухим к голосу бедных. Никто не может претендовать на звание христианина и в то же самое время молчаливо попустительствовать голоду и отсутствию крова. Наше современное процветание существует рядом с нищетой многих как на родине, так и за границей, и образ последователен Христа трудно примирить с современной этикой, побуждающей людей как можно больше накапливать.
"НЕРАВЕНСТВО НРАВСТВЕННО НЕПРИЕМЛЕМО"
Хотя Соединенные Штаты могут по праву гордиться своими достижениями, мы хорошо знаем, что имеют место недостатки, порой очень серьезные и неприглядные. В нашей стране по-прежнему существует голод, о чем свидетельствует раздача супа, организованная нашей церковью.
Слишком много людей бездомных и вынужденных скрываться от холода в подвалах наших церквей. Нам, как пастырям, знакомо отчаяние, которое может погубить людей, семьи и целые общества, когда их поражает чума безработицы.
Недостаточность средств на образование ставит под серьезную угрозу наше экономическое будущее.
Расовая дискриминация имеет пагубные последствия для благосостояния национальных меньшинств.
Неравенство в возможностях трудоустройства, низкая заработная плата женщин и неудовлетворительная забота о детях могут подорвать семейную жизнь. Мы считаем, что уровень неравенства доходов и богатства в нашем обществе должен квалифицироваться как нравственно неприемлемый. Удовлетворение основных нужд бедных представляет собой первейшую задачу.
Удовлетворение человеческих нужд должно быть первоочередной целью при вложении богатства, таланта и человеческой энергии. Этот принцип бросает серьезный нравственный, вызов политике, в результате которой таланты и капитал в огромных масштабах вкладываются в производство предметов роскоши и в военную технику, но в то же время недостаточно в образование, в основную инфраструктуру нашего общества или в секторы экономики, создающие рабочие места, товары и услуги, остро необходимые нам. В 1984 году одни только США выделили по бюджету в 20 раз больше на оборону, чем на помощь иностранным государствам, причем почти две трети этих ассигнований приняли форму военной помощи или достались странам ввиду их военно-стратегической ценности для США.
Вместо того чтобы способствовать продаже американского оружия странам, которые не могут позволить себе покупать его, мы должны вести борьбу за международное соглашение об ограничении этой опаснейшей торговли.
Американские профсоюзы могут законно прибегать к забастовкам в тех ситуациях, когда это единственное средство обеспечить справедливость рабочим. Мы противимся организованным попыткам, какие мы сейчас, к сожалению, наблюдаем в нашей стране, подорвать существующие профсоюзы или помешать рабочим создать новые, для чего используются такие методы, как запугивание и угрозы.
В Соединенных Штатах немало важных нужд, которые скорее всего не будут удовлетворены, если мы не примем согласованных общественных мер. Наши дороги и мосты нуждаются в ремонте, сельскохозяйственные угодья - в консервации и восстановлении, парки и зоны отдыха требуют улучшения, необходимо строить дешевые жилые дома и надо расширять нашу систему общественного транспорта.
"БЕДНОСТЬ УНИЖАЕТ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ДОСТОИНСТВО"
Бедность - это не просто отсутствие достаточных финансовых ресурсов. Быть бедным - значит быть обреченным на более серьезные лишения, поскольку это значит быть лишенным: полного участия в экономической, социальной и политической жизни общества. Это значит не располагать достаточным контролем и доступом к решениям, которые влияют на вашу жизнь. Это значит быть низведенным до такого положения бессилия, что это затрагивает не только ваш карман, но и ваше человеческое достоинство.
Если бы США представляли собой страну, где бедность существует в условиях сравнительно справедливого распределения доходов, то можно было бы возразить, что у нас нет ресурсов для обеспечения каждому удовлетворительного жизненного уровня. Но на самом деле для нашей страны характерны вопиющие крайности в богатстве и доходах.
Для миллионов бедных американцев единственная экономическая страховочная сеть - это государственная система социального обеспечения. В целом эта система прискорбно неудовлетворительна. Это случайный набор мер, в результате которых получатели помощи все равно остаются бедными; многие остаются неохваченными этой помощью; допускается непоследовательность по отношению к бедным людям, находящимся в аналогичном положении; имеют место большие расхождения в размерах выплат по штатам; допускается унизительное обращение с получателями помощи и часто можно слышать жалобы по поводу "бюрократической волокиты".
Одна из причин этого - наше осуждающее отношение к бедным. В нашей стране господствует мнение, что бедные бедны по собственной вине, что программа социального обеспечения лишь облегчает людям возможность уклоняться от работы. В итоге мы составляем такие программы, которые усугубляют бедность, дают людям скудные пособия и часто унизительны из-за методов претворения в жизнь. В нарушение духа солидарности нуждающихся держат на задворках общества и в самых различных формах им говорят, что они - обуза для общества.
Эти размышления показывают, что никто из нас не может позволить себе вести духовно раздвоенное существование, при котором наша частная жизнь ориентируется на христианское учение, в то время как наша экономическая деятельность лишена этих идеалов.
* * *
"А на горизонте нет буквально ничего, что могло бы помочь живущим в бедности американцам выбраться из трясины нищеты", - заключили участники состоявшейся в Вильямсберге (штат Вирджиния) конференции по проблеме бедности в США.