Примерное время чтения: 3 минуты
101

НАШИ ДОСТИЖЕНИЯ. Советские атомные "богатыри"

В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ в Советском Союзе ведется строительство нескольких атомных судов-богатырей для работы в Северном Ледовитом океане. Среди них - транспортное судно "Севморпуть", атомоход "Россия", заложен еще один подобный корабль.

Ускоренное развитие атомного судостроения в СССР вызвано тем, что промышленное освоение богатейших районов Заполярья и шельфовой зоны Ледовитого океана будет идти, образно говоря, в кильватере атомоходов.

Выход на северную морскую трассу первого в мире советского атомного ледокола "Ленин" буквально перевернул привычные представления о сроках навигации. Движение судов по Северному морскому пути стало возможным пять с лишним месяцев в году, вдвое ускорилось прохождение караванов. А с выходом на ледовые трассы атомных "богатырей" "Леонид Брежнев" и "Сибирь" навигация в западном секторе Арктики длится практически круглый год.

Их главное преимущество - в автономности плавания. Если обычный ледокол может работать 30-40 суток, беря на борт сотни тонн топлива, которое пополнить в Арктике - проблема, то у атомоходов практически неограниченный срок плавания. А запас ядерного топлива на сутки умещается в спичечном коробке.

У многих читателей может сложиться впечатление, что проводка караванов вдоль северного побережья страны - легкая прогулка. Не тут-то было. Пример тому - навигация 1983 г., когда более 20 судов морского флота оказались зажатыми в ледяном мешке Чукотского моря. С помощью атомоходов удалось спасти караван.

Движение судов по трассе Северного морского пути, конечно, не будет таким же интенсивным, как, скажем, в Ла-Манше или Суэцком канале. Однако расчеты показывают, что в ближайшие десятилетия морской флот будет основным видом транспорта для территорий, прилегающих к побережью Арктики. А себестоимость перевозок по Севморпути обходится в несколько раз дешевле, чем при доставке грузов другими видами транспорта.

Преимущества Северного морского пути оценили и наши зарубежные партнеры. Сквозное плавание по морям Арктики намного короче традиционного - через Суэцкий канал или вокруг Африки. Впервые в навигацию 1984 г. осуществлена перевозка внешнеторговых грузов из Канады и Японии. На арктические трассы выходят контейнеровозы, другие суда специального назначения. Не будет преувеличением сказать, что Севморпуть приобретает значение трансконтинентальной морской линии.

Караван за караваном идут суда вдоль северных берегов Советского Союза. Освоение арктического побережья продолжается. Важная роль в этом деле принадлежит советским атомным ледоколам и транспортным судам.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно