В настоящее время Китай усиленно проводит так называемую политику "открытых дверей", направленную на прямое привлечение в страну иностранного капитала, Политический и теоретический орган ЦК КПК журнал "Хунци" писал, что это "необходимо и полезно" для того, чтобы "выиграть время, ускорить экономическое строительство, а также усилить способность опираться на собственные силы...".
В условиях глубокого технологического отставания КНР от промышленно развитых стран китайское руководство рассматривает иностранный капитал как важный канал приобретения современной техники, технологии и управленческого опыта, не связанный со значительными затратами валюты или увеличением внешней задолженности страны.
Примечательно, что эта новая внешнеэкономическая политика закреплена в ст. 18 Конституции КНР (принята 4 декабря 1982 г.).
ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ
Для стимулирования притока инвестиций из-за рубежа в июле 1979 г. по решению Госсовета КНР началось создание так называемых особых экономических зон наподобие "беспошлинных зон", "зон экспортной переработки" и т. п. Такие зоны существуют но многих развивающихся странах и представляют собой замкнутые экономические районы, расположенные близ порта или аэропорта, куда иностранные компании и совместные предприятия могут свободно, без уплаты пошлин ввозить промышленное сырье и полуфабрикаты, чтобы обрабатывать их и затем так же беспрепятственно вывозить на внешние рынки. В Китае первые особые зоны были образованы в районах городов Шэньчжэнь, Чжухай и Шаньтоу (провинция Гуандун) и Сямэнь (провинция Фуцзянь).
Однако масштабы привлекаемых Китаем средств пока еще не очень велики. Так, в 1983 г, реально использованные иностранные инвестиции (в сумме 900 млн. долл.) обеспечили лишь 1,3% общего объеме капитальных вложений в экономику страны. При этом большая часть иностранного капитала поступает в КНР не из ведущих империалистических держав, а от предпринимателей из числа зарубежных китайцев, прежде всего из Сянгана (Гонконга), Аомыня (Макао) и Сингапура.
Главные инвесторы капиталистического мира вкладывают в экономику КНР значительно меньше. Они не удовлетворены, в частности, тем, что китайское инвестиционное законодательство пока оставляет невыясненными многие важные вопросы их деятельности в КНР (например, о гарантии права собственности на вложенный капитал, об обеспечении гарантированного минимума доходов и т. п.).
Предпринимателей из США, Японии, стран Западной Европы настораживает также характерная для КНР нехватка энергии, транспортных средств, квалифицированных рабочих, которая ограничивает возможности прибыльной деятельности совместных предприятий.
Наконец, потенциальных западных инвесторов отпугивает и гораздо более высокая степень государственного контроля и централизации экономики, чем в большинстве других стран, использующих иностранный капитал.
Таким образом, масштабы и перспективы участия ведущих инвестором в финансовом и технологическом обеспечении модернизации экономики Китая поставлены в прямую зависимость от его готовности пойти на существенные уступки политическим и экономическим интересам Запада.
ЛЬГОТЫ ДЛЯ ИНОСТРАННОГО КАПИТАЛА
Чтобы обеспечить "благоприятный инвестиционный климат", только за полтора года (с ноября 1982 по апрель 1984 г.) зарубежным предпринимателям предоставлена целая серия новых экономических льгот, в том числе весьма серьезных. Так, налог на доходы иностранных предприятий от поступлений за передачу технологии уменьшен с 20 до 10%. Машины и оборудование, ввозимые в КНР при создании совместных предприятий, освобождены от таможенных пошлин и торгово-промышленного налога. С 3 до 5 лет продлен срок полного и частичного освобождения предприятий от подоходного налога.
Расширены территории некоторых особых зон. Если раньше создавать полностью иностранные предприятия разрешалось только в особых зонах, то затем - уже на всей территории провинций Гуандун и Фуцзянь, а также в крупнейших городах страны - Пекине, Шанхае и Тяньцзине. Наконец, правительство КНР решило открыть для иностранного капитала 14 городов на морском побережье Китая и остров Хайнань. Как заявил премьер Госсовета КНР Чжао Цзыян, эти "портовые городе и четыре особые экономические зоны, соединяясь на морском побережье в одну линию, образуют переднюю полосу, открытую нами для внешнего мира".
К 1985 г. общая сумма вложений иностранного капитала в более чем 3 тыс. китайских предприятий, согласно заключенным контрактам, составила свыше 9 млрд. долл. при фактически реализованных инвестициях в 4,03 млрд. долл. В КНР публикуются прогнозы и оценки, согласно которым в течение 80-х годов Китай сможет реально привлечь иностранный капитал на сумму 40 - 50 млрд. долл., а к 2000 г. довести объем зарубежных инвестиций даже до 200 млрд. долл.
УСИЛЕНИЕ ЗАВИСИМОСТИ И ПОДЧИНЕНИЯ
Однако Китай заинтересован в притоке иностранного капитала лишь в определенных формах и в определенные, наиболее важные сферы. Предоставление же зарубежным инвесторам все больших льгот, как показывает практика, ослабляет позицию китайской стороны при создании совместных предприятий, ограничивает ее возможность регулировать деятельность иностранного капитала. В результате его воздействие на экономическое развитие КНР приобретает двойственный, противоречивый характер.
Так, около половины иностранных вложений направляется в такие отрасли непроизводственной сферы, как международный туризм, торговля, сфера обслуживания, а также в коммунальное строительство. Это ограничивает возможности стимулирующего воздействия иностранных инвестиций на модернизацию отраслей материального производства. Даже развитие такой области сотрудничества, как совместная разведка и добыча нефти на континентальном шельфе КНР, привлекает лишь около трети поступающего в Китай иностранного капитала.
А на долю ключевых отраслей обрабатывающей промышленности, в значительной мере определяющих технический прогресс, остается не более 20% иностранных инвестиций. Их отраслевая направленность также зависит не столько от реальных потребностей экономики КНР, сколько от интересов зарубежных инвесторов. Немалая часть их вложений приходится на легкую и пищевую промышленность, а промышленность стройматериалов, металлургия и другие ведущие отрасли остаются без внимания.
Передавая китайской стороне лицензии и "ноу-хау" (секреты производства) для изготовления деталей и компонентов, компании извлекают прибыль в виде периодических отчислений за использование технологии в размере от 2 до 6, а иногда и до 9% стоимости продукции, но в любом случае не менее заранее оговоренной суммы.
Поскольку китайскому партнеру-предприятию, как правило, запрещается раскрывать получаемую технологическую информацию другим предприятиям в КНР, технический прогресс не выходит за рамки этого предприятия.
В результате Китай все глубже вовлекается в международное капиталистическое разделение труда, где ему, как и большинству других стран, привлекающих иностранный капитал, отведена второстепенная роль производителя главным образом сырья и трудоемкой промышленной продукции. Ориентация зарубежных предпринимателей на извлечение из КНР высоких прибылей в основном за счет использования многочисленной и дешевой рабочей силы для выполнения технологически несложных процессов ведет к тому, что создаваемые промышленные объекты, как правило, невелики и обладают слабой технической оснащенностью.
В целом факты свидетельствуют о внутренней противоречивости роли иностранного предпринимательского капитала в Китае. Хотя привлечение дефицитных материально-технических и финансовых ресурсов способствует оживлению экономики Китая, однако на деле оно сопряжено с развитием прежде всего такого сотрудничества, при котором КНР заранее отведена подчиненная, зависимая роль. Это ставит под вопрос расчеты китайской стороны на использование иностранного капитала для усиления способности КНР опираться на собственные силы.
С. МАНЕЖЕВ, кандидат экономических наук
* * *
Более подробно этот вопрос освещается в статье "Иностранный предпринимательский капитал в экономике КНР", опубликованной в журнале "Проблемы Дальнего Востока", 1984, N 4.